16+

Архив номеров

  • 0

    Города губернии свяжут водные маршруты

    559Система речных перевозок в губернии может получить второе дыхание благодаря принятой правительством области концепции развития водного транспорта. Прописанные в документе меры должны возродить разветвленное скоростное пассажирское сообщение, которым наша область славилась в советские годы.

      Система речных перевозок в губернии может получить второе дыхание благодаря принятой правительством области концепции развития водного транспорта. Прописанные в документе меры должны возродить разветвленное скоростное пассажирское сообщение, которым наша область славилась в советские годы.

      Потеряли пассажиров

      Общая протяженность водных судоходных путей Самарской области составляет 685 км. Несмотря на относительно скромные показатели, в советские времена регион являлся одним из лидеров пассажирских перевозок в стране. Так, по данным местных перевозчиков, в навигацию 1990 года в Самаре, Тольятти и Сызрани перевозилось более 4 млн человек.

      «Только до ГЭС им. Ленина в навигацию мы возили 450 тыс. пассажиров, а в Рождествено на «омиках» более миллиона человек. Тогда весь народ летом жил на дачах. Люди ежедневно ездили на работу и с работы», — вспоминает первый заместитель генерального директора ОАО «Самарский речной порт» Алексей Степанов.

      Однако с распадом СССР рынок перевозок начал деградировать. В итоге за 25 лет число перевозимых в навигацию жителей сократилось в 4 раза. Согласно статистике последних лет, в год по реке перевозится чуть более 1 млн пассажиров. При этом численность флота и его пассажировместимость уменьшились вдвое.

      Столь резкое падение эксперты объясняют повальной автомобилизацией страны. При этом самарские речники уверены — спад перевозок имеет и экономические причины. «На скоростных судах стоят очень мощные двигатели — до 1800 лошадиных сил. Поэтому расход топлива у них в три раза больше, чем у теплохода. В советское время топливо стоило 70 рублей за тонну. Сейчас тонна стоит 32 тысячи рублей. Рентабельность такого маршрута очень низкая», — поясняет Степанов.

      Еще одна причина — демографическая. «В Тольятти речными маршрутами пользуются в основном пенсионеры. По мере того, как идет естественная убыль населения, сокращается и пассажиропоток», — пояснил «ВК» генеральный директор ОАО «Порт Тольятти» Алексей Виноградов.

      Подошли системно

      О возрождении «речки» предметно в губернии заговорили в 2013 году. В июле глава региона Николай Меркушкин и министр транспорта РФ Максим Соколов провели рабочее совещание, где было решено возродить систему речных перевозок и активно использовать водный транспорт при проведении грядущего в 2018 году чемпионата мира по футболу в Самаре.

      Региональный Минтранс немедленно начал разрабатывать концепцию развития речных перевозок. Для этого ведомство заключило контракт с Санкт-Петербургским институтом транспортных систем (СпбИТС).

      «Прежде чем развивать речное сообщение, нужно понимать, какие проблемы есть в отрасли, чего ждут от перевозок жители региона. После чего определить конкретные меры по улучшению ситуации. Именно для этого и разрабатывалась концепция», — пояснил министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Иван Пивкин.

      В декабре разработка концепции была завершена, а уже в этом году документ рассмотрело областное правительство. Документ рассчитан на два этапа: на 2013-2105 годы в качестве приоритетов обозначены улучшение инфраструктуры и развитие маршрутной сети. На 2015-2018 годы ставятся более глобальные задачи — легализация рынка речных перевозок и обновление флота.

      По данным СпбИТС, сейчас почти 90% населения губернии проживает в Самаре и Тольятти, здесь же находится большинство рабочих мест. К тому же 33 тысячи вакансий остаются свободными — то есть самым большим городам области нужны рабочие руки. В районах же ситуация обратная: здесь 9 тысяч жителей не могут найти работу. Именно поэтому 40% населения прибрежных сел регулярно выезжает на работу и учебу в Самару и Тольятти.

      Поэтому, по замыслу властей, главным результатом должно стать развитие всех прибрежных территорий. К ним относятся городские округа Самара, Тольятти, Жигулевск, Новокуйбышевск, Сызрань, Октябрьск и Чапаевск, а также муниципальные районы Безенчукский, Волжский, Красноярский, Приволжский, Ставропольский, Сызранский и Шигонский.

      По предварительным оценкам, на реализацию концепции может потребоваться несколько миллиардов рублей. В качестве источников финансирования указаны средства федерального и областных бюджетов, а также деньги инвесторов. В министерстве подчеркивают, что документ носит рекомендательный характер и будет реализован по мере поступления средств.

      «Отдельной строки в бюджете на мероприятия концепции не предусмотрено. Мы будем двигаться поэтапно: как только высвобождаются средства — мы направляем их на конкретные мероприятия», — пояснил глава ведомства Иван Пивкин.

      Из Самары в Тольятти — за 1 час

      Одним из ключевых пунктов концепции является изменение маршрутной сети. Сегодня в регионе действуют 10 регулярных маршрутов. Семь из них — в Самаре: из Самары до Зольного, Винновки и Рождествено, от пристаней Осипенко и Поляна им. Фрунзе до Гавриловой Поляны и Зеленой Рощи, Октябрьский спуск — Рождествено. Еще три — в Тольятти: из Тольятти в Подвалье и Березовку, а также Шлюзовой — Копылово. Хотя еще 20 лет назад только из Самары ходило не менее 18 направлений. Но наиболее протяженные транзитные линии закрылись, а ряд переправ из городских перевели в статус пригородных.

      В концепции предлагается открыть 14 новых маршрутов. Их схема практически полностью копирует советскую модель. Так, вдоль Самары могут возродить переправы «Завод им. Тарасова — Светлые пески» (на остров Голодный). Из пригородных предлагается добавить маршруты «Красная Глинка — Гаврилова Поляна», «Октябрьск — Якобьевка». Особый акцент делается на развитие междугородних перевозок. Например, из Самары суда должны пойти в Новокуйбышевск, Сызрань, Тольятти, Приволжье и Царевщину.

      По мнению самих перевозчиков, именно эти направления являются наиболее перспективными.

      «Что касается городского и пригородного сообщения, то здесь маршрутная сеть сбалансирована и закрывает основные потребности самарцев. При этом междугороднее сообщение до Сызрани, Тольятти и Новокуйбышевска, а также межсубъектные перевозки — из Самары в Казань — вообще не охвачены водным транспортом», — комментирует ситуацию заместитель директора ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» Иван Носков.

      По данным разработчиков концепции, ежегодно из Самары в Тольятти ездит 675 тысяч человек. И если поезд проходит этот путь за 2 часа 47 минут, автомобиль — за 1 час 20 минут, то судно типа «Восход» доставит самарцев до Автограда всего за 1 час. Для сравнения, путь в Сызрань по воде займет ровно 2 часа, при этом автомобилист преодолеет его за 2 часа 32 минуты.

      Поэтому речной «межгород» крайне актуален, особенно на маршрутах «Самара — Тольятти» и «Самара — Сызрань», где автомобильный трафик наиболее загружен. Авторы концепции предполагают, что за год удобство пяти местных водных маршрутов оценят порядка 230 тыс. человек, а это около 15% от общего пассажиропотока. Но развитие этих направлений возможно только при наличии скоростных судов.

      Больше всего появления водных маршрутов ждут в Сызрани, где речного пассажирского сообщения с Самарой нет с 2003 года. «Развитие перевозок все время сталкивалось с проблемами — то с техническими, то с юридическими. Если руководство области поможет запустить скоростное и круизное сообщение, то сызранцы будут только благодарны. Город давно этого ждет», — говорит директор Сызранского порта — филиала ОАО «Самарский речной порт» Игорь Андриянов.

      Кстати, авторы концепции намерены развивать и речной туризм: в документе заявлены три новых экскурсионных маршрута «Самара — Сызрань», «Самара — Ширяево» и «Самара — Волжский Утес». Также есть планы построить пассажирский вокзал в районе села Ширяево для обслуживания пассажирских круизных теплоходов.

      «Направления на Ширяево и Волжский Утес уже давно нами освоены и постоянно пользуются спросом. А вот «Самара — Сызрань» — маршрут новый, нераскрученный, но очень интересный. Его вполне можно сочетать с экскурсиями по городу», — считает директор компании «Волжские Путешествия» Михаил Киселев.

      Спасибо за пристань

      По прогнозам авторов концепции, скоростные маршруты заработают не раньше 2015-2017 годов, однако реальные шаги по развитию перевозок делаются уже сейчас. Так, в прошлом году после многолетнего перерыва заработали переправы на села Винновка и Зольное. Кроме того, в Тольятти начались перевозки в село Усолье. В результате протяженность водных путей в регионе выросла на 20 км, а совокупный пассажиропоток СРПП и «Порта Тольятти» в навигацию составил 973 тыс. человек.

      В этом году уже весной в маршрутной сетке СРПП появились две новые остановки — «Солнечная Поляна» в составе маршрута «Самара — Зольное» и «Гранный» (что под Новокуйбышевском) в составе маршрута «Самара — Винновка». Для их запуска установили современные пассажирские понтоны с трапами, стойками расписания и навесами от дождя. На эти цели из областного бюджета было выделено несколько миллионов рублей. Отметим, что инициатива финансирования исходила лично от Николая Меркушкина: в 2012 году он получил коллективное письмо от дачников Солнечной Поляны.

      «Мы много писем писали с просьбой вернуть пристань, даже в автобусе по пути на дачу как-то раз подписи собирали, и вот нас услышали! Спасибо за это большое!» — рассказала «ВК» пенсионерка Валентина Виноградова. Установка пристани полностью решила транспортную проблему сельчан. Раньше самарцы добирались до своих дач на машинах через Тольятти, при этом в душных пробках приходилось проводить по три часа. Сегодня «Солнечная Поляна» — одна из самых популярных остановок речного маршрута «Самара — Зольное». По данным СРПП, уже в июне ею воспользовались 2130 человек.

      А в Гранном понтон установлен в районе городского пляжа, поэтому новый маршрут удобен для жителей Самары. «Раньше добраться до пляжа можно было только автобусом, который ходит один раз в два часа и всегда забит дачниками и рыбаками. Теперь все гораздо проще», — говорит самарчанка Валентина Нечаева.

      Вместо «Метеора» — «Изумруд»

      Понятно, что сложнее всего — и дороже — обновить пассажирский флот. Если в 90-е годы в акватории Волги и прилегающих рек ходило около 100 единиц флота, то сейчас у лицензированных перевозчиков осталось не больше 35 судов, средний возраст которых 40 лет. Сами речники утверждают, что смогут удержаться на плаву за счет реновации флота.

      «Наш флот состоит из пяти судов. Это три «омика», прогулочный катер «Жигули» и грузопассажирский паром. Мы ежегодно проводим их ремонт, меняем двигатели, оснащаем современным навигационным оборудованием. Поэтому с точки зрения безопасности проблем нет, — говорит Алексей Виноградов. — Но, конечно, по уровню комфорта и экономичности новые суда значительно лучше советских аналогов. Сегодня каждому пассажиру хочется видеть на борту мини-бар, кофейные автоматы, мягкую зону и детский уголок. Это современные условия, которым необходимо соответствовать».

      Речники утверждают, что предлагаемые суда есть только на бумаге. «После распада СССР строительство пассажирских судов в стране прекратилось. В течение 20 лет со стапеля не выходило ни одно судно. Любое судно, которое будет приобретаться сейчас, станет первым судном проекта. При его эксплуатации всплывут все «детские болезни» и технические недоработки», - поясняет Иван Носков. По его мнению, оптимальное время для покупки флота наступит через 2-3 года: «Пионерами здесь будут крупные федеральные структуры, например, компании «Водоход» и «Мострансфлот». Уже после этого очередь дойдет и до регионов».

      По оценкам участников рынка, современный аналог Ома — теплоход «Столичный» с вместимостью 120 человек — стоит 50 млн рублей, а скоростные преемники «Восхода» и «Метеора» — 80-100 млн. Таким образом, на приобретение всех 27 судов (включая такси) может уйти порядка 1,5-2 млрд рублей.

      Судоходные компании говорят, что таких средств у них нет. «Здесь необходима государственная поддержка. Это не только налоговые льготы, кредитные и лизинговые программы, но и прямое субсидирование», — считает Алексей Виноградов.

      Напомним, что вопрос покупки новых судов взял под личный контроль Николай Меркушкин. В июне прошлого года, встречаясь с министром транспорта РФ, глава региона попросил посодействовать в выделении средств. «Бюджет возьмет на себя организацию перевозок, но на начальном этапе, когда нужно покупать суда, будет тяжело. Поэтому мы будем просить включить нас в федеральную программу», — отметил губернатор.

      Октябрьской пристани — второе дыхание?!

      Факт принятия правительством области концепции развития водного транспорта в регионе можно только приветствовать. Может быть, удастся благодаря ее практическому воплощению в жизнь возродить и старую добрую традицию, связанную с нашим Октябрьском, который в свое время развивался как центр перевалки грузов: леса, зерна, нефти и нефтепродуктов. Историческая хроника свидетельствует: в первой половине 19 века грузы перевозились по Волге гребными и парусными судами, а также и баржами. Во второй началось уже регулярное сообщение по реке. Развитие судоходства привело к строительству новых причалов и пристаней не только в городах, но и селах. И в 1869 году в наших Костычах строится пристань. Правда, учитывая наличие в Батраках волжского перевоза, через который проходил так называемый Транссибирский торговый тракт, ее из Костычей переводят западнее. И здесь, в наших краях, речные пароходства построили склады, а их служащие — жилые дома. Так, в начале 60-х годов появился третий поселок на территории современного Октябрьска — Батраки — Пристань.

      Сейчас, учитывая, что в 2015-2018 годах в области произойдет легализация рынка речных перевозок и обновление флота, вполне вероятно, что и развитие одного из районов города сможет тогда получить второе дыхание. Будем на это надеяться!

     

    По материалам «Волжской коммуны»

    2014-08-08
  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме: