16+

Архив номеров

  • 0

    «Я стремлюсь к тому, чтобы каждая вещь работала…»

    705Вот уже ни один год внимание посетителей выставок художественного и бытового дизайна привлекают изделия из торсион-папье. И неудивительно: затейливые шкатулки, кошёлки, вазы, кашпо, лёгкие, воздушные, ажурные, кажутся такими хрупкими на вид, что боязно поднести руку — вдруг они рассыпятся?! Тем более что материал, из которого они сделаны, обыкновенная бумага, прочностью никогда не отличался. Однако вопреки обманчивой внешности изделия эти довольно прочны — в чём автор этих строк убедился лично.

      Вот уже ни один год внимание посетителей выставок художественного и бытового дизайна привлекают изделия из торсион-папье. И неудивительно: затейливые шкатулки, кошёлки, вазы, кашпо, лёгкие, воздушные, ажурные, кажутся такими хрупкими на вид, что боязно поднести руку — вдруг они рассыпятся?! Тем более что материал, из которого они сделаны, обыкновенная бумага, прочностью никогда не отличался. Однако вопреки обманчивой внешности изделия эти довольно прочны — в чём автор этих строк убедился лично.

      Само слово «торсион-папье», означающее в переводе с французского «кручёная бумага», в полной мере передаёт особенности техники данного вида декоративно-прикладного творчества. Но изобретена она вовсе не во Франции, как можно было бы подумать. Родиной этого вида искусства является Россия, и появилось это направление совсем недавно, не больше тридцати лет назад, можно сказать, на глазах у нынешнего поколения.

      Искусство изготовления декоративных изделий из кручёной бумаги очень молодо, и традиции его ещё только начинают складываться. Однако у него уже появилось немало приверженцев и опытных умелых мастеров, среди которых есть и жители Октябрьска. Наш сегодняшний рассказ как раз и будет об одном из этих людей. Итак, знакомьтесь: Вера Березина.

      Вера Степановна по натуре человек очень увлечённый: занимается вышивкой, макраме и даже пишет стихи. Её знакомство с торсионом началось с нескольких фотографий, сделанных на выставках. Загоревшись новой для себя темой, она узнала телефон женщины, сделавшей экспонаты, и стала брать у неё уроки мастерства. Бумага для занятий годилась любая — серая, упаковочная, какой в коробках перекладывают макароны, и белая, писчая, уже использованная в принтере, лишь бы одна из сторон листа оставалась чистой. Лист нужно было аккуратно разрезать на узкие ленты, намочить и скрутить в тонкие жгуты, намотав на вязальную спицу. Эти-то жгуты, после того как они просохнут, скручиваются в спирали и тугие колечки, из которых с помощью бумажных же клёпок монтируются ажурная ваза или кашпо. Чтобы вещь не развалилась, её необходимо как следует промазать клеем ПВА, он схватывает изделие, обеспечивая ему особую крепость, а заодно после того, как высохнет, делает поверхность блестящей, словно отлакированной. По этой же причине его нельзя красить — краска никогда не ложится ровно на клей, потому мастеру необходимо заранее подобрать материал необходимой расцветки. Впрочем, нарядность своих творений для октябрьской мастерицы — не самая главная цель: куда важнее для неё функциональность.

      — Я никогда не стремлюсь к декоративности, — признаётся она, рассказывая о своём творчестве. — Главное для меня то, чтобы вещь, которую я творю, работала, то есть для чего-то служила. Чтобы абажур можно было повесить на люстру, а в кашпо — поставить горшок с цветком, корзинку взять с собой на дачу... Ведь интерьер существует не для того, чтобы им лишь любовались, в нём человек живёт, он должен быть удобным для жизни.

      Именно для повседневной жизни и создавала Вера Степановна свои первые работы, раздаривая их соседям и знакомым… И однажды они попались на глаза сотрудникам ДШИ № 2, и её пригласили туда работать. И вот уже скоро десять лет, как наша героиня трудится преподавателем в Детской школе искусств, передавая секреты своего мастерства молодому поколению. За это время через её класс прошло уже не одно поколение выпускников, достижениями которых гордится педагог: Ирина Агеева, Светлана Денишева, Анна Пудова. Они исегодня продолжают в Октябрьске дело своего учителя.

      На уроках дети очень стараются, радуются, когда вместе с мастером им удаётся открыть что-нибудь новое, и огорчаются, если что-то не выходит. Правда, освоить торсион учащимся начальных классов бывает не так-то просто, ведь, чтобы скрутить заготовку достаточно туго, в пальцах должна быть немалая сила. Но не беда, для начинающих есть более простая техника — квилинг, или искусство изготовления узоров из цветной бумаги. Развивая навыки, раскрывая таланты, дети мастерят из бумаги цветы, открытки и даже целые панно — ведь так приятно подарить маме или бабушке на день рождения подарок, сделанный своими руками...

      — К сожалению, — вздыхает Вера Степановна, — наше искусство ещё очень молодое, и профессионально ему никто не учит. Учебные пособия тоже пока ещё не написаны. Преподавать приходится как в старину — передавая секреты от мастера к ученикам. Но, несмотря на такое положение дел, мои воспитанники успешно заявляют о себе на региональных конкурсах. Каждый год мы готовим очередные работы для весенней «Жигулёвской палитры». А минувшей осенью на фестивале «Рождённые в сердце России», проходившем в столице губернии, наше торсион-папье наряду с соломкой составило основу экспозиции городского округа Октябрьск!

      Надо сказать, что за свою многолетнюю деятельность и самому педагогу неоднократно доводилось становиться участницей престижных выставок. Так, в 2009 году её работы стали призёрами международного конкурса мастеров декоративно-прикладного искусства, проходившего в Балаково, а 2010 году были отмечены дипломом и призом Всероссийской выставки-конкурса в Тольятти. Представлено творчество нашего мастера и среди экспонатов музея «Октябрьск на Волге». Остаётся лишь выразить уверенность, что добрые традиции мастерства, заложенные В.С. Березиной, не прервутся и получат достойное продолжение.

     

    Дмитрий Инфан

      Наша справка

      Торсион-папье — вид декоративно-прикладного искусства, который заключается в создании предметов из крученой бумаги. Его создателями являются дизайнеры Валерий и Светлана Скорняковы, жители Самары. Свои первые изделия они начали изготавливать ещё в восьмидесятые годы, а в 1997 году их студия дизайна «Торсион» впервые громко заявила о себе в ходе выставки-конференции «Город мастеров».

    2014-06-20
  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме: