16+

Архив номеров

  • 0

    «Когда власть станет ближе к людям — она будет активнее реализовывать их инициативы»

    54511 марта на рассмотрение в Государственную думу поступил проект поправок в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления». В течение двух месяцев депутаты будут их рассматривать и ждать предложений от регионов. Главная цель грядущей реформы местного самоуправления — приблизить власть к простым людям.

      11 марта на рассмотрение в Государственную думу поступил проект поправок в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления». В течение двух месяцев депутаты будут их рассматривать и ждать предложений от регионов. Главная цель грядущей реформы местного самоуправления — приблизить власть к простым людям.

      Общемировая идеология

      Дать людям реальную возможность влиять на решения, которые принимаются муниципальными властями — такую задачу в своем послании поставил президент РФ Владимир Путин и призвал подключиться к обсуждению грядущей реформы МСУ все субъекты страны.

      В Самарской области на это предложение откликнулись оперативно: губернатор Николай Меркушкин заявил о необходимости укрепить связь управленцев на местах с жителями конкретных территорий. Для поиска механизмов взаимодействия в регионе создали специальную рабочую группу под руководством главы региона, где аккумулируются идеи от всех муниципалитетов.

      Заместителями председателя рабочей группы стали вице-губернатор Дмитрий Овчинников и председатель областного парламента Виктор Сазонов. Также в нее вошли главы муниципалитетов, депутаты Самарской губернской думы, общественники и деятели науки. Основная идея, с которой совершенно искренне согласились во всей губернии — спустить местное самоуправление на уровень внутригородских районов и сельских поселений.

      «Надо приблизить власть к людям, чтобы они могли ее, образно говоря, «достать рукой». Это и есть общемировая идеология местного самоуправления», — сказал Николай Меркушкин. — МСУ должно спуститься на уровень районов города. Когда власть станет ближе к людям - она будет активнее реализовывать их инициативы. Без этого проблемы во многих областях просто не решить».

      Первые шаги

      Перечисленные выше принципы легли в основу внесенного в Госдуму законопроекта. После тщательного анализа ситуации в различных уголках страны разработчики документа пришли к выводу: связь между населением и муниципальной властью в мегаполисах разрывается, когда местное самоуправление осуществляется только на общегородском уровне.

      Поэтому для крупных городских округов страны было предложено внедрить новую двухуровневую модель организации местного самоуправления. Для этого нужно ввести два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Кроме того, глав таких крупных городов, а также сельских районов разработчики законопроекта предлагают избирать из состава депутатов и ставить их во главе представительных органов власти. Исполнительной властью при этом будет руководить глава администрации, нанятый по контракту. Выбирать последнего предлагается местным депутатам и представителям власти субъекта РФ.

      Член Общественной палаты Самарской области, завкафедрой государственного и административного права юридического факультета СамГУ Виктор Полянский отмечает, что такая схема уже работает в ряде субъектов РФ.

      «Несомненный ее плюс — в определенной подчиненности мэров городов и руководителей муниципальных районов главе субъекта РФ. Особенно актуально это сейчас для крупных городов. На мой взгляд, идеальным был бы вариант, при котором в мегаполисах администрации стали бы органами государственной власти, а их глав назначали бы губернаторы», — говорит эксперт, подчеркивая при этом, что местное самоуправление должно быть организовано на небольших территориях.

      «Сейчас главы крупных городов получают субсидии и субвенции от госвласти и непосредственно к самоуправлению имеют мало отношения. Поэтому, на мой взгляд, важно дать людям реальную власть именно во внутригородских районах и сельских поселениях, а не видимость демократии в виде выборов мэра раз в пять лет. Ведь сообщество лучше взаимодействует в рамках районов или поселений. Тогда как должности — декоративные с точки зрения МСУ — можно было бы убрать», — рассуждает эксперт.

      Виктор Полянский убежден, что количество полномочий у каждого уровня власти по итогам реформы МСУ должно быть адекватно объемам материальных ресурсов: «Нужно четко просчитать финансирование, переосмыслить распределение налогов на уровне МСУ».

      Определиться с полномочиями

      Также реформа призвана четко разделить полномочия между различными уровнями власти. Пакет предложений, внесенный в Госдуму, четко определяет, чем будут заниматься поселения и внутригородские районы. Им предлагают оставить лишь 13 полномочий: формирование бюджета, установление местных налогов и сборов, распоряжение имуществом, пожарную безопасность, организацию досуга, развитие физкультуры и спорта, массового отдыха, рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, а также содействие развитию малого и среднего бизнеса. Для поселений список примерно такой же. Плюс народные избранники предлагают дать каждому субъекту право устанавливать дополнительные полномочия для каждого вида муниципальных образований.

      Спикер Самарской губернской думы Виктор Сазонов отмечает, что сферы образования, здравоохранения и социальной защиты должны оставаться в ведении органов государственной власти.

      «Здесь должны быть единые стандарты — как в оказании услуг, так и в оплате труда», — считает он. А вот такие сферы, как благоустройство и дороги должны находиться в компетенции максимально близкого к народу уровня власти: городских районов и сельских поселений.

      Глава администрации Богатовского района Владислав Туркин говорит, что список обязанностей местных властей давно пора пересмотреть: «Людей в основном волнует благоустройство, уличное освещение, содержание кладбищ, чистая вода. За этим они и идут к главам поселений, с этим они, как правило, еще могут справиться. А вот вопросы транспортного обеспечения, проведения торгов и многие другие нам, главам районов, приходится брать на себя», — пояснил он. — Проблема каждого поселка или деревни в недостатке кадров, которые могли бы заняться всем этим спектром проблем».

      Меньше политики

      Полномочия должны быть и у общественных советов, которые планируется активно развивать, как главную «ячейку» местного самоуправления. В Тольятти, разбитом на три внутригородских района, уже попробовали разделить работу местных объединений общественников, жителей и депутатов по территориальному принципу.

      Председатель думы Тольятти Дмитрий Микель утверждает, что опыт работы в каждом из трех районов дал серьезный эффект.

      «Основная задача, которую поставил президент в рамках реформы МСУ — приблизить власть к людям. А значит, больше вовлекать в управление городские районы, создавать на их уровне советы народных депутатов или общественные советы. Затем на их основе по представительскому принципу может формироваться городской парламент», — отмечает глава депутатского корпуса Автограда. Он уверен, что это позволит сделать местную власть менее политизированной: «Депутаты должны в первую очередь представлять территорию, а не ту или иную партию».

      Финансовый вопрос

      Открытым остается вопрос финансирования МСУ, которое соответствовало бы всем задачам, стоящим перед муниципальным уровнем власти.

      «Практика показывает — налогов, которые остаются на уровне муниципалитетов, катастрофически не хватает в рамках полномочий, возложенных на город или район. К примеру, как сельским поселениям обеспечивать за счет своих доходов борьбу с терроризмом или гражданскую оборону?», — спрашивает Владислав Туркин.

      Кстати, исключить «ГО ЧС» из перечня муниципальных полномочий хочет попросить и Жигулевск. Глава администрации Владимир Классен говорит о том, что нужно не только пересмотреть список обязанностей, но и менять правоприменительную практику. Речь идет о штрафах за неисполнение местными властями полномочий.

      «Большинство муниципалитетов остаются дотационными. Есть ситуации, когда при всем старании мы не можем что-то сделать из-за недостаточного финансирования. И не от нас зависит, получим мы средства из вышестоящих бюджетов или нет», — объясняет он.

     

    Анастасия Филатова,

    «Волжская коммуна»

    2014-03-21
  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме: