16+

Архив номеров

  • 0

    К ученикам с любовью?

    833

     Хоть и будучи уже давно на пенсии, но, как бывшая школьная учительница, я продолжаю внимательно следить за тем, что происходит в системе нашего образования. Потому инициативу чиновников с планируемой отменой домашних заданий я не могла пропустить, тем более что исходила она не от кого-нибудь, а от самого профильного министерства. Наконец-то, подумала я, и до высших начальников дошло, что надо всерьёз задуматься о здоровье детей и подростков, буквально стонущих от перегруженного учебного процесса? Говорю это со знанием дела, ибо каждый выходной мне с грустью приходится наблюдать, как мой внук, ученик 10 класса, грызёт «гранит» русской литературы. И не одно задание решает, а сразу несколько. Объём их таков, что заниматься над каждым приходится по несколько часов. Вот, например стихотворение в 7 строф – его надо выучить наизусть. А вот презентация (учителя знают, что это такое)– её следует подготовить к ближайшему уроку. А это сочинение – его тоже необходимо написать, и т.д., и т. п.

     Надо ли напоминать, что литература – не единственный школьный предмет, что есть ещё много весьма сложных предметов, домашние задания по которым также надо подготовить нашему десятикласснику? Увы, но без напоминаний этих обойтись никак не получается, ибо с горечью приходится видеть, как нынешние молодые учителя не желают знать ни о чём, кроме того предмета, который они ведут. Конечно, я не могу не понять учителя, которому хочется, чтобы ученики знали бы литературу на пятёрку, но понимает ли учитель литературы, что дети не железные, что им физически непосильно учить материал в тех объёмах, что регулярно задаются на дом? Понимает ли учитель, что помимо его предмета, дети должны проходить и другие дисциплины? Что его чрезмерное усердие в своей области неизбежно наносит ущерб другим столь же необходимым областям, будь то физика или математика, лишая учеников времени на их полноценное изучение? Как ни горько это констатировать, но складывается впечатление, что понимания этого очевидного факта у многих нынешних учителей, на мой взгляд, нет.

     Вот почему я полностью поддерживаю смелую идею министерства образования. Тем более что ещё 20 лет назад, преподавая биологию, мне уже приходилось применять на практике аналогичную методику, за которую меня критиковали проверяющие, но учителя и родители учеников поддерживали. Суть методики в том, что преподавателю нужно плотнее работать на уроке, что делает задание на дом излишним. И дети были заинтересованы в этом не меньше учителя.

     Разумеется, я понимаю, что стихотворение нельзя учить на уроке, но уменьшать задания на дом до минимума необходимо. Долг учителя – заботиться о здоровье его ученика. Хотя бы на первых порах следует освободить выходные дни, чтобы дети за субботу и воскресенье смогли по-настоящему отдохнуть от ежедневных школьных нагрузок, которые у сегодняшних старшеклассников достигают аж семи уроков. Прибавьте к этому 5 часов на домашнее задание, и выходит, что «рабочий день» у подростка длится 10-12 часов! Мыслимо ли это, если у взрослого, согласно Трудовому кодексу, он не должен превышать восьми часов?!

     «Но у детей ведь есть каникулы!» - возразит, наверное, кто-то и окажется неправ, потому что с каникулами сегодня проблема стоит так же остро, как и с выходными. Нынешние учителя, к слову, ждут их с ещё большим нетерпением, чем ученики - столько появляется дополнительного времени на изучение тех параграфов, что не успели пройти за четверть! Каждый из пяти или семи дней «отдыха» расписан наперёд – в один школьнику предстоит изучить творчество Достоевского, в другой – Льва Толстого… Хочется спросить, как на такую практику смотрит администрация наших школ? Разве в её компетенцию не входит ограничивать такие «аппетиты», простите, ретивых преподавателей?

     Более всего беспокоит то, что обозначенные мной проблемы не очень-то волнуют нынешних специалистов. А если и волнуют кого-нибудь, то об этом молчат. У ребёнка должно быть такое же трудовое законодательство, что и у взрослого. И соблюдаться оно должно столь же неукоснительно.

     Сегодня с реформированием системы образования и созданием учебных центров появилась надежда, что пересмотр нынешней практики домашних заданий всё-таки состоится. Отрадно отметить, что и Президент РФ Владимир Путин не так давно дал поручение подготовить по этому вопросу соответствующие документы. Хочу обратиться к тем своим коллегам, что сегодня продолжают профессиональную деятельность, серьёзно задуматься об этой острой, давно назревшей проблеме. Нужно, чтобы первой заповедью педагога, как и у врача, было «не навреди». К ученикам следует относиться с любовью, как к своим собственным родным детям. Или я неправа?

     

    С уважением, Раиса Инфан,

    педагог, ветеран труда

     

     

     

    2013-10-25
  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме: