16+

Архив номеров

  • 0

    Детские школы искусств: итоги и перспективы

    751В ряду учреждений дополнительного образования детские школы искусств стоят не на последнем месте. Пожалуй, в нашем городе невозможно будет назвать кого-либо ещё, кто смог бы заявить о себе столь же громко, прославив Октябрьск далеко за пределами Самарской области, чем школы искусств, чьи воспитанники неоднократно становились лауреатами престижнейших международных конкурсов.

     В ряду учреждений дополнительного образования детские школы искусств стоят не на последнем месте. Пожалуй, в нашем городе невозможно будет назвать кого-либо ещё, кто смог бы заявить о себе столь же громко, прославив Октябрьск далеко за пределами Самарской области, чем школы искусств, чьи воспитанники неоднократно становились лауреатами престижнейших международных конкурсов. Про их успешные выступления и награды, привезённые из городов ближнего и дальнего зарубежья, журналисты газеты пишут с завидной регулярностью, и это, конечно, весьма приятно. Однако за успехами питомцев сами учебные заведения как-то оставались в тени. Исправить эту несправедливость и призван предлагаемый вниманию читателя материал, тем более что и повод для этого имеется – 1 сентября сего года в силу вступил новый закон об образовании, который сулит большие изменения в системе учреждений дополнительного образования. В чём же заключается суть предстоящих перемен? 

     С 1992 года детские школы искусств имеют статус учреждений дополнительного образования. Тем самым, по мнению многих, они много потеряли в своей изначальной специфике, так как оказались объединены единым типовым положением с другими учреждениями досугового вида - домами детского творчества, станциями юных натуралистов, юных техников и так далее. В итоге, детские школы искусств оказались ориентированы не на специальное, а на общеэстетическое образование, что затрудняло сохранение их уникального образовательного процесса.           
    На протяжении последних двадцати лет всё, что касалось дополнительного образования, практически не отражалось в законодательных и подзаконных актах. Это привело к тому, что учреждения стали терять позиции трехступенчатого художественного образования - национального достояния страны. При этом все согласны, что искусство играет особую роль в развитии личности, творчества, и одна из главных задач и власти, и общества – приобщить к этому население и, прежде всего, детей. Результаты общественных исследований показывают, что существует прямая связь между личностным ростом человека и его отношением к искусству, которое закладывается в самом раннем детстве. В то же время в наши дни «первую скрипку» в обществе играет рыночный спрос, затрагивающий и такую сферу, как искусство. В основе художественного образования лежат высокие нравственные ценности и гуманизм. Система детских школ искусств относится к той отрасли культуры, курировать которую должно именно государство.

     Изменение статуса школ искусств, предусмотренное вновь вступившим в силу законом, должно благоприятно сказаться на их деятельности. Эти перемены являются необходимыми и давно ожидаемыми. Во-первых, согласно новому закону, ДШИ возвращен статус первой ступени профессионального образования, во-вторых, появилось право на реализацию дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, в-третьих, устанавливаются единые требования к образовательному процессу на территории всей страны.        

     Итак, как уже говорилось выше, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый 17 июля 2011 года, первого сентября вступил в силу. С этого учебного года школы искусств считаются учреждениями начального звена профессионального образования, выпускникам которых будет выдаваться аттестат государственного образца. Тем самым повышается статус учащихся этих учебных заведений, что, несомненно, должно способствовать их престижу. Перевод учебных программ на новые правила будет осуществляться поэтапно. Так, в ДШИ № 1 с этого года по программе дополнительного предпрофессионального обучения должны заниматься 22 человека, в ДШИ № 2 – 16 человек. Со временем новые правила распространятся на все учебные программы. Как говорится, лиха беда начало, и в разговорах, касающихся нового закона, педагоги заметно волнуются. Однако, по словам их руководителей, весь преподавательский состав соответствует изменившимся требованиям к профессиональной деятельности и способен обучать детей эффективно и качественно. 

    …Сегодня случайный прохожий не может не обратить внимания, как изменился облик детской школы искусств № 1. Очередной свой учебный год образовательное учреждение начинает в непростых условиях. На верхних этажах полным ходом идёт ремонт. Однако стоит переступить порог, и взору предстают картинки привычной школьной жизни: в фойе, как обычно, переобуваются дети, на своём месте сидит вахтёр, а из-за плотно закрытых дверей музыкальных классов доносится нестройное звучание инструментов, на которых учащиеся раз за разом повторяют гаммы. В школе по-прежнему продолжаются занятия. Сегодня в ДШИ № 1 обучаются 335 учеников, считая воспитанников подготовительного отделения, куда принимают ребят, достигших пяти лет. С этого года части из них предстоит обучаться по-новому. Готова ли школа к заметно возросшим требованиям, к более высокому уровню образования, которому она теперь обязана соответствовать?

     По данному вопросу беседую с заместителем директора по воспитательной части и концертной деятельности Светланой Клеймёновой. По ее словам, педагоги художественного отделения и отделения по классу «фортепиано» уже в полной мере освоили новые программы, по которым им предстоит обучать учеников. Ребятам, поступившим в школу в этом году, предстоит учиться 8 лет, за которыми последуют государственные экзамены для выпускников – первые в своём роде.
    - Начинать всегда нелегко, - признаётся Светлана Ивановна, - но я уверена в своих коллегах. Наши педагоги постоянно заботятся о том, чтобы их квалификационный уровень повышался, каждый год посещают семинары ведущих специалистов Самарской области и страны, принимают активное участие в профессиональных программах. Могу с удовлетворением констатировать, что педагогический коллектив к новым требованиям вполне подготовлен.

     О детской школе искусств № 1 говорить, безусловно, можно очень долго. Из года в год с завидным постоянством городская газета сообщает об успехах наших юных земляков, воспитанников школы в Сочи, в Москве, в дальнем зарубежье. Названия прославленных художественных коллективов, лауреатов региональных, всероссийских и международных конкурсов: хореографического ансамбля «Веснушки», хора «Фантазия», оркестра народных инструментов «Русские фрески» - не сходят с уст их многочисленных поклонников, как в Октябрьске, так и за его пределами. В этом году исполняется 15 лет образцовому художественному коллективу – хореографическому ансамблю «Непоседы».

    К предстоящему будущей весной отчётному концерту ребята готовят программу выступлений, которая, как всегда, обещает быть интересной и зажигательной. Заметными событиями в культурной жизни города стали ежегодные концерты - фестивали семейного музицирования, проходящие в Октябрьске уже более трёх лет, традиционные «Декабрьские вечера» с оркестром «Русские фрески», а также выступления в рамках ежегодной «Филармонии школьника». Главная их задача - приобщение учащихся средних школ к миру музыки.

     В числе значимых событий последнего года был и большой успех «Русских фресок» на конкурсе исполнителей на народных инструментах имени Н. Н. Калинина «Струны России», проходившем в Волгограде, а также концерт-презентация новых музыкальных инструментов, приобретённых на грант, предоставленный школе искусств в рамках целевой программы министерства культуры Самарской области.

     За долгие годы из стен прославленного учебного заведения вышло немало талантливой молодёжи, которой по праву гордятся наставники, давшие ребятам путёвку в жизнь. В их числе Владимир Федотов, Владимир Симонов, Олег Титов, Алексей Тимофеев. Из выпускников этого года стоит, пожалуй, отметить Анастасию Мурманскую, воспитанницу художественного отделения, обучающуюся в настоящее время в Поволжском государственном колледже, Марию Малый, поступившую недавно в художественное училище имени Петрова-Водкина в Самаре, баяниста Алексея Горбунова, недавнего участника оркестра «Русские фрески», а ныне питомца музыкального колледжа имени Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. И нет сомнений, что список этот будет продолжаться и продолжаться...

    …На тихой тенистой улице, что в глубине микрорайона Правая Волга, в неприметном с первого взгляда здании со скромным фасадом расположилась детская школа искусств № 2. В красочно оформленном фойе гостей встречает выставка изделий художественного творчества учащихся и педагогов. Нет слов, экспонаты демонстрируют отменное мастерство их авторов, фантазию и вкус. Отдельную витрину занимают награды, в разные годы завоёванные воспитанниками школы.

     - А призы у вас, я смотрю, всё больше с областных конкурсов, - задаю я коварный вопрос руководителю ДШИ №2 Александру Мерзлякову. – Это ваша политика такая, считаете, что пока рано выходить на международный уровень?

     На вопрос следует достойный ответ:

    - Вы знаете, а одержать победу на областном конкурсе в Самаре порой бывает потруднее, чем на международном фестивале в Сочи. Вот, например, конкурс по станковой композиции, который каждый год проходит в Самарском художественном училище. Дают тебе натюрморт, и ты должен выполнить задание за строго отведённое время, никаких поблажек, никаких подсказок… Для юного художника это экзамен, много серьёзнее ЕГЭ. И звание лауреата областного конкурса среди профессионалов имеет весьма немалый вес…
    Сегодня ДШИ № 2 посещают 235 учеников в возрасте от 6 до 15 лет, которые обучаются на четырёх отделениях: музыкальном, хореографическом, изобразительном и театральном. Занятия с учениками ведут 22 педагога, семеро из которых являются выпускниками этого учебного заведения и теперь передают знания и приобретённый опыт новым поколениям воспитанников школы.

     Всё началось в далёкие и непростые 90-е, когда волна всеобщих перемен докатилась и до учреждений дополнительного образования. В 1991 году первая и вечерняя музыкальные школы были реорганизованы в детские школы искусств. Одну из них, что располагалась на Правой Волге, прежний глава города Николай Евграшин предложил возглавить Александру Зиновьевичу, в ту пору преподавателю вечерней музыкальной школы, и уже осенью 1992 года ДШИ № 2 приняла первых учеников.

     С той поры прошло немало времени, и уже не одно поколение выпускников успело покинуть стены своей «альма-матер», получив путёвку в большую жизнь. И в их числе немало прославленных имен, например, баянистов Сергея Каленьева и Виктора Бера, выпускников Московского института имени Гнесиных, делавших первые шаги в игре на этом непростом музыкальном инструменте под руководством А.З. Мерзлякова. Нельзя также не упомянуть и их коллегу по музыкальному цеху Наталью Вадовскую, окончившую институт Гнесиных по специальности «фортепиано». А Алесе Ардеткиной, ныне популярной ведущей телеканала НТВ, по её собственным словам, немало помогли уроки актёрского мастерства, которые в октябрьской школе искусств вела замечательный педагог Алина Тихонова...

     Да, много славных имён можно вспомнить. Но им на смену уже растёт новое поколение ярких дарований! Уже 10 лет как при школе искусств существует фольклорный ансамбль «Зоренька» - бессменный участник ежегодного международного фестиваля «Роза ветров». Его солистку, Аллу Батанову, без выступления которой не обходится ни одно большое праздничное мероприятие, знают многие октябрьцы. Знакомы с ней, как с неоднократным лауреатом и дипломантом многих престижных конкурсов, и далеко за пределами нашего города.

     Не остаются в стороне и два школьных хореографических коллектива: «Серпантин» и «Ириски», являющиеся частыми гостями различных концертных площадок. Воспитанники театрального отделения школы искусств, учебного театра «Аист», регулярно принимают участие в областном конкурсе «Весенняя театралия», что раз в два года проводится на базе муниципального театра города Новокуйбышевска. А их юные коллеги с художественного отделения - постоянные участники ежегодного конкурса «Жигулёвская палитра».

    - Обычно, - рассказывает Александр Зиновьевич, не скрывая гордости, - из 20 работ, присылаемых на конкурс, комиссия отбирает две или три, а в этом году из 20 работ наших учащихся отобрано было целых двенадцать!  

     По словам директора, его учреждение в условиях нового закона вполне готово подтвердить свою высокую марку. Технические средства для этого есть, и квалификация педагогов вполне соответствующая. Единственно, чего хотелось бы – чтобы у учеников было больше свободного времени, для учёбы и творчества. Ведь именно его сегодня в стремительно меняющийся век нам всем порой так остро не хватает!

     Итак, новый учебный год начался, и, пользуясь случаем, мы не можем не пожелать ребятам новых успехов, новых открытий, новых достижений, ярких творческих находок, удач в достижении целей и воплощения всех идей! А их педагогам, приступающим к занятиям по новым программам, уверенности в себе, терпения и талантливых учеников!

     Пусть в школьных классах всегда будет по-домашнему тепло и уютно, ведь задача педагога - не только передать знания своим ученикам, но и сделать так, чтобы они учились с удовольствием. Будет желание – будет и успех!          

     

    Дмитрий Инфан

     

    2013-09-20
  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме: