16+

Архив номеров

  • 0

    Что нужно знать каждому гражданину о Законе РФ «О защите прав потребителей»?

    836Будь то покупка буханки хлеба, телевизора или автомобиля – наши отношения с продавцом регулирует Закон «О защите прав потребителей». Стоит отметить, что данный закон призван защитить преимущественно интересы потребителя – гражданина, нежели продавца.

     Будь то покупка буханки хлеба, телевизора или автомобиля – наши отношения с продавцом регулирует Закон «О защите прав потребителей». Стоит отметить, что данный закон призван защитить преимущественно интересы потребителя – гражданина, нежели продавца. Тем не менее, российское законодательство в этой области не отличается самыми жесткими санкциями к продавцу, по сравнению, например, с законодательством европейским.

     Закон «О защите прав потребителей» призван защитить интересы более «слабой» стороны в договоре – потребителя. Однако, активность потребителя по защите своих прав на российском рынке товаров и услуг все ещё не велика. Приобретая некачественный товар, покупатель не всегда предъявляет претензии продавцу, а предъявив такую претензию и наткнувшись на отказ продавца обменять или вернуть деньги, потребитель не всегда обращается в суд. Объяснить это можно лишь отсутствием знаний в области защиты своих прав, незнания порядка действия в таких ситуациях.

     «Защита прав потребителей» - исторически сложившееся понятие, введенное Законом «О Защите прав потребителей», который был принят Верховным Советом РФ от 07 февраля 1992 года. В настоящее время действует только более 20 подзаконных актов, принятых непосредственно во исполнение требований о защите прав потребителей.

     Для более эффективной защиты прав потребителей в РФ предусмотрен ряд мер, упрощающих доступ потребителей к правосудию, в случае нарушения их прав. Иски о защите прав потребителей могут предъявляться по выбору истца в суд по месту: нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя (продавца); жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора купли-продажи.

     В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. п. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем искам, связанным с нарушением прав потребителя, если цена иска не превышает 1000000 рублей.

     Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 введен новый способ защиты потребителей. При удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона). Раньше данный штраф взыскивали в местный бюджет.

     В продолжении целесообразно в общих чертах изложить порядок действия покупателей при приобретении товара, обнаружении в нем недостатков, предъявлении претензии продавцу, обращении в суд. Думаю, что наибольшее количество вопросов возникает при покупке бытовой техники ненадлежащего качества, это теле-аудио-видеоаппаратура, сотовые и радиотелефоны, холодильники, компьютеры и др. технически сложные товары.

     Выбрав понравившийся Вам товар, Вы вправе потребовать у продавца показать товар в действии. Например, при покупке телевизора, Вы вправе потребовать его «включить» и «настроить».

     При покупке Вам должны передать установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт с указанием даты и места продажи, инструкцию по эксплуатации и др. документы). К информации, которую до сведения покупателя обязан довести продавец и на которую следует обратить особое внимание, относится информация, содержащая сведения обоснованных потребительских свойств их товара, правила и условия эффективного и безопасного использования товара, гарантийный срок, если он установлен. Кроме того, продавец по требованию потребителя обязан ознакомить его с сертификатом о соответствии установленным требованиям.

     Если недостатки товара обнаружены покупателем в период гарантийного срока, все действия по доказыванию того, что дефект возник в результате неправильной эксплуатации, лежат на продавце. Если же поломка произошла за рамками срока гарантии, в этом случае сам потребитель должен позаботиться о проведении экспертизы за свой счет.

     Если покупатель приобрел товар со скидкой, обнаружил в нем недостаток и решил вернуть товар продавцу, то, согласно ст. 24 Закона «О защите прав потребителей», покупатель вправе требовать у продавца возврата денег стоимости товара до скидки.

     Стоит также помнить, что покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества обменять купленный товар на аналогичный товар другого размера, фасона и т. д. При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

     

    Галина Курякина,

    координатор проекта «Народный контроль»

     

     

    2013-10-11
  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме: