Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 91.87 99.97

Первый российский асфальт родом из Батраков

  Исследователь А. А. Сидоров, в своем докладе «История открытия нефти на Самарской земле, ее значение для становления и развитие нефтепромысла в России», на IV Межрегиональной научной конференции, посвященной теме «Самарский край в истории России», говорит о том, что начало развития асфальтовой промышленности в России положил Батракский асфальтовый завод, построенный во второй половине XIXвека.

  Это огромное открытие для истории города. Поэтому редакция газеты решила осветить эту тему более подробно.

  Итак, в 1871 году братья Войековы начали строить завод у села Батраки (ныне г.Октябрьск). В 1873 году завод начал выпускать продукцию. Производство асфальтовых блоков, близ станции Батраки началось с 1875 года. Благодаря огромным залежам природного асфальта, очень скоро дела «пошли в гору». У завода не было конкурентов, продукция предприятия шла на экспорт, регулярно получала медали на выставках. В 1876 году в порядке эксперимента блоками батрацкого асфальта была замощена часть Тверской улицы в Москве.

  В 1879 году Д.И. Войейковым было организовано «Товарищество Сызранского асфальтового завода». Качество батрацкого асфальта славилось по всей Российской империи, и даже более, в Западной Европе мечтали заполучить наши породы для своих разработок. Дело в том, что в нашем районе асфальт новые породы тверже европейских, и плавились они при более высоких температурах. Так, за рубежом основной асфальтовой породой, в XIX веке, являлся известняк, а у нас более твердый доломит. Асфальтовые породы, в наших краях, встречаются довольно правильными слоями, легко заметными даже издали, по своему темно-коричневому цвету. Содержание смолы в батрацком асфальте, по большей части от 6 до 13%, замечены случаев когда показатель доходил даже до 37% . Волга в паводок вымывала асфальт, и лучшие ее затоплялись с апреля до начала июня, водами Волги. Добывали асфальт, по большей части, открытым разносом.

  Новый импульс увеличения выработки асфальта придало создание штолен. В 1887 году товариществом сызранского асфальтового завода была заложена первая штольня С этого времени количество ежегодно добываемого известкового камня быстро увеличивается: от 43 куб. саж. в 1886 году оно поднялось до 760 куб. саж. в 1896 году. Увеличение объемов производства стало возможным благодаря привлечению новой рабочей силы. С России съезжались семьями для работы на нашем асфальтовом заводе. Так, к 1939 году в рабочем поселке Батраки проживало 10,1 тыс. человек.

  Батрацкий асфальт признавался лучшим в Европе и неоднократно получал высокую оценку на промышленных выставках и ярмарках: в 1882 году на выставке в Москве асфальт Батрацкого завода был удостоен золотой медали, в 1878 году бронзовой медали.

  Почему бронзовой спросите Вы? Да, скорее всего, иностранцем мы круто перешли дорогу в экономическом плане. Дело в том, что после того как в Российской империи пришла мода на покрытие дорог асфальтовым покрытием, и до строительства Батрацкого завода, материалы для строительства поставлялись из Европы. Наш асфальт, буквально вытеснил зарубежный, с российского рынка. Так как наша продукция,превосходила по качеству товар из зарубежья, а стоил дешевле так как не облагался пошлиной.

  Давайте вернемся на 100 лет назад и посмотрим как выбирали подрядчика по обустройству асфальтовых дорог.

  Приведем вниманию читателя выдержку из кондиций на устройство асфальтовых мостовых 1914 года в Самаре:

  «Асфальтовая мостовая должна удовлетворять следующим условиям: состав асфальта должен быть таков, чтобы зимою во время морозов, мостовая не давала трещин, чтобы асфальт не крошился и не ломался, а летом даже во время сильных жаров асфальтовая мостовая не должна быть мягкой».

  «Слой асфальта полагается делать в два дюйма толщиной (более 5 см) на бетонном основании, причем слой бетона определяется не менее 6 вершков (26,76 см) толщиной укладка в два слоя по 3 вершка каждый».

  Прежде, чем класть асфальт требовалось произвести подготовительные работы « как-то нивелировку вскрытие каменной мостовой и очищение ее от камня».

  «Подрядчик берет на себя поручительство в исправном состоянии работ на протяжении 6 лет, весь ремонт в продолжении этого срока, подрядчик берет на себя».

  Несмотря не то, что к 1914 году, асфальт можно было купить уже гораздо дешевле, Самарская управа отдала предпочтение, выбрав подрядчиком по организации асфальтовых мостовых, батрацкий завод.

  Деятельность асфальтового завода, на территории нашего города продолжалась лишь до конца 30-х годов ХХ века. Уже в начале 40-х годов асфальт стали получать, из открытой, к тому времени, волжской нефти.

  Работа Батрацкого асфальтового завода - целая веха в истории нашего города. Наша задача помнить и хранить эти драгоценные сведения. Кто знает, возможно, времена поменяется и богатство наших горных пород снова станет восстребованым.

9480 1

Комментарии

CarlosMarLy
спасибо за статью!
Ошибка! отсутствуют обязательные параметры: "total"

Оставить сообщение: