16+

Архив номеров

  • 3

    Подземный тоннель в нашем городе. Вымысел или реальность?

    1827О том, что город Октябрьск является крупным железнодорожным узлом, знают многие. Но далеко не все знают, что рельсовое полотно пронизывает не только город на поверхности, но и под землёй… Удивлены?

      О том, что город Октябрьск является крупным железнодорожным узлом, знают многие. Но далеко не все знают, что рельсовое полотно пронизывает не только город на поверхности, но и под землёй… Удивлены?

      Совсем недавно редакции газеты «Октябрьское время» стали известны подробности таинственного строительства подземного тоннеля. Спешим поделиться с нашими читателями этими сведениями.

      Создать подземный железнодорожный тоннель решено было после обнаружения фактов крупных оползней, происходящих по Батракскому косогору. Осенью 1913 года начались работы по геологическому исследованию Батракского хребта, с целью прокладки тоннеля.

      Осенью 1914 года проект на строительство обходного тоннеля протяженностью в 10 верст (1 верста соответствует 1066,8 метра, до реформы XVIII века — 1066,781 метра - прим. редакции) был закончен. На все виды работ Государственная Дума выделила 3,5 миллиона рублей. Министерство путей сообщения приступило к строительству. Тоннель намечалось проложить под горой вблизи Шиферного переулка, затем выйти на равнину между Сызранской нефтебазой и поселком Сборно-Симоновским, а там железнодорожная линия подошла бы к станции Сызрань. Новая стройка потребовала большого притока рабочих рук. На прокладке тоннеля трудились свыше 600 человек. В 1917 г. положение в Батраках, как и во всей стране, было тяжелым, особенно бедствовали строители железнодорожного тоннеля. В забоях отсутствовала вентиляция. Все работы велись с помощью лопаты и лома. Бараки горняков не были приспособлены для жилья в условиях суровой зимы. Людские ресурсы были задействованы по максимуму. Рабочие отдавали все силы и работали без перебоев в стужу и холод. Строительные работы были начаты, но Первая мировая война и революция 1917 года внесли свои коррективы.

      Рабочий комитет по строительству тоннеля поддерживал идеи Революции. Руководитель рабочего отряда - Михаил Никитич Фролов был ярым большевиком. В октябре 1917 года его избрали делегатом от Батраков на 2-й Всероссийский съезд Советов. 26 октября он голосовал за Ленинские декреты о Мире и Земле. Этот съезд провозгласил переход власти в центре и на местах в руки Советов. Когда Фролов вернулся из Петрограда, состоялось собрание строителей ж/д тоннеля. Послушать делегата пришли 700 горняков. После Октябрьской социалистической революции в Петрограде на 4-й день в Батраках была установлена Советская власть мирным, бескровным путем. Тонельцы, были бесконечно преданы делу революции. Они произвели сбор средств в фонд партии большевиков, собрали 1000 рублей и передали Берлинскому- члену Сызранского комитета партии.

      Строительство тоннеля окончательно прекратилось, так как рабочие пошли в отряды добровольцев, для поддержки революционных течений.

      В марте 1918 года большой отряд рабочих-тоннельцев принимал участие в подавлении Усинского кулацкого восстания. Многие из отряда погибли. Среди них: Максим Кирилленко, Сергей Горбатов, Николай Антонович. Антон Макарчук, Иван Савин и другие. На борьбу с Колчаком 600 горняков записались добровольцами. Благодаря им был сформирован целый полк. Батальоном батракских добровольцев командовал Михаил Евдокимович Аносов. Позже, одна из улиц города стала носить его имя, а на здании старого ж/д вокзала была установлена мемориальная плита с его именем.

      К строительству тоннеля не вернулись, проблему оползня решили водоотливными штольнями, которые находятся возле станции "Октябрьск-пристань". К сожалению, точные сведения о расположении тоннеля нам неизвестны, но скорее всего, искать его нужно в том месте, где его удобнее всего было построить, чтобы провести пути в обход косогора.

      Наша редакция запускает конкурс:

      Первому, кто предоставит координаты входа в тоннель и фотографии из тоннеля, мы подарим достойный подарок.

      Материалы просим приносить в редакцию газеты «Октябрьское время» по адресу: ул. Гая 39 А

     

    Материал, при поддержке Сызранского

    Краеведческого музея,

    подготовила Виктория Русина.

    2015-10-23
  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме: