Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 93.44 99.58

Что происходит с ценами на лекарства?

  Этот совсем непраздный вопрос очень часто звучит в стенах министерства здравоохранения Самарской области. Его задают простые жители и главные врачи больниц, озабоченные состоянием бюджета своих учреждений, значительная часть которого тратится на медикаменты. Этот вопрос в центре внимания и самого министерства здравоохранения, так как нет такого заболевания или состояния, лечение которого обошлось бы без таблеток, растворов, порошков или мазей, а еще капель, пластырей, бинтов и всего другого великого разнообразия лекарственных препаратов и медицинских изделий, представленных на фармацевтическом рынке, и от доступности которых во многом зависит результат лечения.

  Но ответить на него совсем не просто. Так как искомая величина, должна давать представление о ценах на 3-6 тысяч наименований разных товаров, которые продаются в более чем 1 500 розничных фармацевтических организациях, работающих в Самарской области.  А товары эти тоже очень разные - новые и устаревающие, из недавних поступлений и давнишних остатков, популярные, сезонные, рецептурные и безрецептурные, с регулируемой ценой, а еще взаимозаменяемые, с ограниченным сроком годности и особым режимом хранения – огромная товарная масса самых разных препаратов от отечественных и зарубежных производителей. Поэтому,  чтобы ответить на  вопрос, вынесенный в заголовок этого материала, нужно использовать целую систему сбора, стандартизации, систематизации, подготовки, обработки и анализа очень большого объема информации. Такими расчетами с высокой степенью достоверности могут заниматься немногие организации, имеющие необходимые информационные и организационные ресурсы, но и они вынуждены применять разные способы статистической обработки информации, чтобы из имеющихся данных получить полное представление о ситуации.

  В Самарской области мониторинг цен на лекарственные препараты проводят Территориальное управление Росздравнадзора и министерство здравоохранения Самарской области с помощью организации «Информ-бюро», давно специализирующейся на сборе и систематизации информации о предложениях и ценах на лекарства. Использование результатов двух взаимодополняющих друг друга мониторинга, позволяет министерству здравоохранения учесть неизбежные в таких расчетах допущения.

  Так что же говорят проведенные  мониторинги? Для анализа все лекарства розничного фармацевтического рынка разделили на две большие группы – жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (далее – ЖНВЛП. Перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 № 2782-р), цены на которые ограничиваются государством; и лекарства, не относящиеся к жизненно необходимым - с ценообразованием, регулируемым только рынком. А еще все лекарства поделили на три ценовые категории – «дешевые» с ценой за упаковку до 50 рублей, «средние» - с ценой от 50 до 500 рублей за упаковку и «дорогие» - с ценой дороже 500 руб. за упаковку. За семь месяцев (январь – июль) текущего года цены на лекарства, регулируемые государством подорожали, в среднем, на 7 - 8%. Это средние арифметические показатели, не учитывающие популярность тех или иных препаратов в аптеках области. Если же учесть, что препараты, наиболее широко представленные в аптеках, имеют большее значение в изменении средних цен, чем мало распространенные, дешевые препараты, то получается, что с начала года препараты перечня ЖНВЛП подорожали всего на 2% (средняя взвешенная величина). Вернее, подорожали почти на 5% к апрелю, а потом постепенно стали дешеветь до нынешних +2% к началу года. Однако при ближайшем рассмотрении не все так радужно. Так дешевые лекарственные препараты с ценой до 50 рублей за упаковку подорожали на 13%, а среди этих лекарств много популярных и доступных препаратов отечественного производства. К сожалению, они дорожают по разным причинам быстрее других. Препараты из средней ценовой категории, а таких абсолютное большинство в ассортименте каждой аптеки (от 50 до 500 рублей за упаковку), за 7 месяцев подорожали на 2%, дорогие препараты (дороже 500 рублей за упаковку) – на 1,2%. Это совсем немного, меньше, чем общая инфляция, которую определяют от 1 до 1,5% в месяц. Такое сдерживание цен на медикаменты перечня ЖНВЛП стало возможным благодаря государственному регулированию цен, которое законодательно ограничивает возможность как производителей, так и всей товаропроводящей сети устанавливать выгодные для себя цены.

  А как же ведут себя цены на медикаменты, не регулируемые государством? Они тоже растут, но растут гораздо быстрей – за 7 месяцев в среднем подорожали на 14,6% (11,5% - средняя взвешенная величина). Наиболее дешевые лекарства из этой категории подорожали на 17%, средней ценовой категории – на 13,3%, дорогие – на 9,6%. Причем, если препараты с регулируемой государством ценой с апреля постепенно теряют в цене, то лекарства со свободным ценообразованием дорожают постоянно на 0,3 – 0,8% в месяц. Но основной рост стоимости всех лекарств пришелся на начало года, а затем рост замедлился или даже принял отрицательное значение.

  Справедливости ради надо отметить, что все указанные показатели называются средними и пытаются отразить то самое великое разнообразие товаров, присутствующих на рынке. Что до каждого отдельно взятого препарата, то среди них есть и очень сильно подорожавшие: так, например, препараты лизиноприла, бетагистина, амлодипина, метронидазола, винпоцетина, амиодарона, бетагистина дклофенака, активированного угля и др. отдельных производителей подорожали на сотни процентов. Однако в основном это препараты отечественных производителей из дешевой ценовой категории, которые, даже подорожав в несколько раз, остаются более доступными по цене, чем импортные аналоги. Так в среднем отечественные препараты ЖНВЛП за 7 месяцев 2015 года подорожали на 6,2%, а импортные всего на 0,6%. Из препаратов с нерегулируемой ценой отечественные и импортные подорожали одинаково: на 11-12%. Причем за последние месяцы импортные препараты чаще дешевеют, а отечественные – дорожают. Причина - в появлении большого количества отечественных аналогов, что усиливает конкуренцию и само по себе заставляет дорогие импортные лекарства дешеветь, а еще в государственном регулировании, которое более лояльное отечественным производителям и разрешает им поднимать цены, таким образом, поддерживая заинтересованность в производстве лекарств внутри страны.  

  Тем не менее,  государственное регулирование, сдерживая цены на жизненно важные препараты, отпускает в свободный рынок цены на другие медикаменты. И они растут, компенсируя вынужденное ограничение цен на самые эффективные и часто применяемые препараты перечня ЖНВЛП – это тот необходимый компромисс, который с одной стороны сдерживает цены, а с другой предотвращает дефицит, неизбежный, если пытаться все ограничить и все зарегулировать.

  Какие же выводы можно сделать из вышесказанного? Министерство здравоохранения Самарской области проводит постоянный мониторинг ситуации, опираясь на данные разных исследований. Государственное регулирование цен является эффективным механизмом их сдерживания. Поэтому в группе ЖНВЛП нет «бурного, неуправляемого» роста цен, а в среднем рост цен в этой группе значительно меньше инфляции. Быстрее других дорожают лекарственные препараты отечественного производства из самой дешевой ценовой категории, а также препараты, не относящиеся к ЖНВЛП. И в этой группе рост весьма значителен. Однако, подорожание части лекарств является необходимым компромиссом между сдерживанием цен на ЖНВЛП и инфляционными процессами в экономике.

  На розничном фармацевтическом рынке действуют несколько разнонаправленных факторов, которые все вместе действуют на цены и стабилизируют их.  Факторы, приводящие к росту цен: рост курса иностранных валют при высокой доле препаратов зарубежного производства, рост курса иностранных валют, компенсаторный рост цены на нерегулируемые препараты, общий уровень инфляции, дорогие кредитные ресурсы, отсутствие конкуренции, сезонные повышение спроса.  Факторы, способствующие стабилизации и ограничению роста цен: государственное регулирование цен на ЖНВЛП; стабилизация курса рубля, большое количество аптек и их конкуренция за покупателя; постепенный рост количества препаратов отечественного производства,  и их конкуренция с импортными препаратами; снижение покупательского спроса (снижение доходов, сезонное снижение спроса), соучастие государства в расходах на лекарства.

  Что же делать нам – покупателям-пациентам в сложившейся ситуации? Очевидно, стараться быть здоровыми и не зависеть от лекарств. Варианта здесь только два: заботиться о здоровье или о лекарствах. Выбирайте! А уж если приходится выбирать лекарства, то надо узнать в своей аптеке какие лекарства-аналоги сейчас есть в продаже и выбрать наиболее подходящее с точки зрения цены, качества и своих финансовых возможностей. Далеко не все лекарства подорожали, многие дешевеют, появляется препараты от новых отечественных производителей. А еще важно четко соблюдать инструкцию по применению, чтобы каждый миллиграмм шел в дело!

  А что будет завтра? Все основные факторы, управляющие ценой, мы назвали. Следите за ними, какие будут одерживать верх, то и будет с ценами.

 

Материал подготовлен редакцией «ОВ» по данным мониторинга ООО «Информ-бюро» за июль 2015 года. Информация о ценах на лекарства получена с интернет-сайта: http://inform-buro.info, «Справочной 007».

2394

Оставить сообщение: