Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 92.13 98.71

Победу ковали все…

  В Самарском дворце детского и юношеского творчества состоялась презентация сборника стихов и прозы «Горький хлеб тыла», выпущенного в рамках проекта «Живая эстафета памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

  Со страниц книги к читателям обращаются три поколения (ветераны, поэты и писатели среднего возраста) и совсем молодые авторы – учащиеся Самарской области. Среди них – теперь уже выпускница нашей школы Анастасия Варюхина. Она рассказывает о труженицах тыла, молодых девушках, работавших в годы войны в разных железнодорожных службах станции Батраки. Я хочу познакомить жителей нашего города с фрагментами из рассказа.

  «…По железной дороге мимо нашего города один за другим шли грузовые составы с топливом, снарядами, танками и пушками; проходили поезда, доставляющие солдат на передовую и раненых в тыловые госпитали. От чёткой и бесперебойной работы железной дороги зависело, успеют ли наши воинские части получить вовремя боеприпасы и подкрепление, останутся ли в живых тяжелораненые бойцы… Это хорошо понимали железнодорожники нашего узла.

  Ведущая профессия на железной дороге - машинист. Когда в начале войны мужчины уходили на фронт, в паровозные бригады стали брать женщин: сначала – кочегарами. Их работа требовала большой физической силы, ведь они должны были подбрасывать уголь из тендерного бункера к лотку, откуда помощник машиниста кидал его в топку. Кочегарами назначали по две девушки на паровоз, затем из них готовили помощников машинистов, а потом – машинистов. Но были и другие специальности, которыми тоже пришлось овладеть женщинам.

  Мне интересно рассказывать о них и потому, что специфика нашего города такова, что с момента его образования он носил статус крупного железнодорожного узла, основная профессия его жителей – железнодорожник, школа также с момента основания в 1931 году до 1997 года была железнодорожной, в городе много трудовых железнодорожных династий.

  … С замиранием сердца мы слушали рассказы-воспоминания немолодых уже женщин, имеющих правнуков, которые в начале войны были всего на 1-2 года старше сегодняшних старшеклассников. Им, тогда молодым девушкам, доверили выполнять тяжелую и опасную работу. Марии Ивановне Конновой было 17 лет, когда она стала работать на паровозе, а ее коллеге - Раисе Федоровне Богомоловой - едва исполнилось 16 лет. Она вспоминает: «Ещё до войны у меня появилась мечта – стать машинистом паровоза. Однажды я увидела женщину-машиниста, это запало в душу, а вскоре начавшаяся война ускорила осуществление мечты. Тогда я не знала, насколько это трудная, неженская работа: за смену приходилось перекидывать в топку до двух тонн угля!» Изнурительная работа сутками, плохое питание не пугали тружениц тыла. Только вера в победу помогла выстоять в трудное время.

  Валентина Степановна Комарова встретила войну 14-летней девочкой. Рано она начала работать списчицей вагонов. Она вспоминает, как трудно было работать, особенно зимой (известно, что в военные годы зимы были суровыми и снежными), когда порой по пояс в снегу приходилось пробираться к поездным составам. Голод был постоянным спутником военных лет. Небольшой кусок хлеба и варёная картошка – это основное меню дня. Особенностью военного времени являлась чрезвычайная строгость во всем: однажды девушка опоздала на 15 минут на работу, и ей пришлось отсидеть неделю на гауптвахте на станции Сызрань. Трудности не сломили боевой дух девушки, и она после войны проработала на железной дороге 42 года.

  В службе движения на станции Батраки (так раньше называлась станция Октябрьск) в войну начала работать Нина Кирилловна Челнокова. 15-летняя девушка должна была продувать стрелки на путях воздушной струей из 30-метрового шланга. От долгого пребывания на морозе ее ноги не раз примерзали к валенкам, от тяжелого шланга нестерпимо ломило спину и руки, от усталости подкашивались ноги, от холода немело лицо…

  В 15 лет встретила войну Лидия Александровна Юрьева, а спустя год начала работать ученицей электромонтёра на электростанции паровозного хозяйства станции Батраки. Тяжело было работать. Электростанция работала на дизелях (а они работали на солярке), для которых приходилось носить топливо вёдрами. Часто, кроме основной работы (особенно зимой), возникала необходимость разгружать из вагонов уголь, очищать от снега рельсы…

  Мария Ивановна Лысанкина начала трудовую деятельность в 16 лет (после окончания железнодорожного училища № 3) в локомотивном депо станции Сызрань помощником машиниста паровоза. Она, на секунду задумавшись, говорит: «Трудная это была работа. Иногда трагические случаи происходили и в тылу, ведь железная дорога являлась стратегическим объектом, и её часто пытались бомбить с воздуха. Так, во время одного из налётов на моих глазах была ранена подруга. Много трудностей пришлось пережить людям моего поколения, но мы твёрдо знали: наша главная задача – спасти Родину!»

  Девушки трудились самоотверженно, понимая важность трудового участия как помощь фронту в борьбе с врагом. Продолжали они работать на своих предприятиях до выхода на пенсию, имеют трудовые награды, являются ветеранами труда.

  …Проходят годы. Сменяются поколения. Уходят из жизни участники и свидетели великого подвига народа. Мы хотим сохранить память о труженицах железнодорожного транспорта в военные годы».

 

 Н.Г. Юринова,

руководитель проекта, учитель истории ГБОУ СОШ № 9

3220

Оставить сообщение: