16+

Архив номеров

  • 0

    ВЫБОР, КОТОРЫЙ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ

    571О вчерашнем и сегодняшнем днях отечественного профобразования

    В нашей редакционной почте совсем нередки письма и устные запросы с просьбой помочь с устройством на работу. Пишут и звонят мамы молодых людей, сами молодые люди, закончившие ВУЗ или средне-специальное учебное заведение, пишут те, кто по той или иной причине потеряли работу или ещё не нашли её. Кому-то мы, конечно, помогаем практически, кому-то даём советы. Но звонков и запросов меньше не становится. И это не может не тревожить.
    А как же иначе? Выбор профессии – это вопрос сегодня серьёзный и ответственный. Его, рано или поздно, придётся решать любому выпускнику общеобразовательной школы. И от того, насколько молодой человек верно и правильно определит свои возможности – реальные или потенциальные – и соотнесет их с требованиями избираемой профессии, а ещё лучше испытает, проверит их в какой-то конкретной деятельности, зависит не только его личная профессиональная карьера, но и, внимание, кадровый потенциал нашего общества, и, естественно, социально-экономический прогресс.
    Вот ведь какой феномен у нас случился при переходе из одной системы в другую. Вроде и не такой высокий у нас в стране уровень безработицы, есть вакансии, и довольно приличные, в службах занятости (в Октябрьске, к примеру, их число на 1 апреля текущего года перевалило за целую сотню), а рабочих на заводы и фабрики, предприятия системы ЖКХ, другие сферы производства зачастую приходится нанимать на стороне – из стран ближнего зарубежья. Одна из причин этого – рынок – вещь, как показывает практика, жестокая. Ибо рынок – это, прежде всего, торговля всего и вся. Эта самая торговля, занимавшая при нашем ещё не таком далёком социализме, по отношению к производству подчинённое положение, получив свободу вдруг проявила себя довольно дерзко, и сегодня человек, который числился, скажем так, по «производственной части» и считавшийся в том же социализме гегемоном, сегодня зарабатывает намного меньше того, кто торгует. Понятно, что из-за этого никому не хочется махать кувалдой, или, скажем, ломом с лопатой, тем более сегодняшней «продвинутой» молодёжи.
    Нельзя не упомянуть и о таком факторе, который отечественные либеральные экономисты, получившие в начале 90-х доступ к широким общественным трибунам, долгое время вдалбливали нам в головы, что, дескать, любое государство – всегда плохой собственник, и только в частных руках производство и экономика работают лучше и постоянно прогрессируют. Хочется спросить этих глашатаев рынка: почему же сегодня страна не завалена отечественной продукцией, почему наши обеденные столы на три четверти состоят из импортных продуктов питания, а одежда вся – из далеко не соседнего Китая.
    Обо всё этом, и не только, мы разговорились на днях с директором государственного бюджетного образовательного учреждения «Октябрьский строительный техникум», Мариной Юрьевной Моргуновой, которая любезно откликнулась на просьбу нашей редакции ознакомиться с деятельностью учреждения. Учебное учреждение, которое она представляет (бывший профлицей № 48), на протяжении вот уже многих десятков лет готовит рабочих для городской производственной среды, оставаясь единственной кузницей рабочих кадров в нашем городском округе. Несколько лет назад учреждение получило новый статут - на основании приказа Министерства образования и науки Самарской области от 7.11.2011 г. оно переименовано в государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Октябрьский строительный техникум», что, конечно же, звучит более громко, а самое главное обязывает ко многому.
    - Сегодня наш строительный техникум по программам «среднее профессиональное образование», «начальное профессиональное образование» готовит специалистов для строительства и эксплуатации зданий и сооружений, монтажников по монтажу стальных и железобетонных конструкций, электросварщиков ручной сварки, – рассказывает М. Моргунова, - ребята у нас учатся очно, но есть и заочная форма обучения. Молодёжь приезжает к нам даже из соседних областей – для иногородних и тех, кто живёт не близко, (Октябрьск растянулся чуть ли не на 30 километров – прим. редакции) есть общежитие, другие атрибуты для полноценной современной учёбы.
    - В чём отличие системы профтехобразования, скажем,  25 лет назад и сейчас, как выглядела система отношений между техникумами, ПТУ и предприятиями тогда и сегодня?
    - Отличия, конечно, большие. При социализме, как мы все, кто оттуда вышел, помним, в деле успешного продвижения страны по пути технического и социального прогресса постоянно говорили о повышении роли рабочего класса в жизни общества и практически заботились о росте его численности. Две трети занятого населения в стране составляли тогда рабочие. Существовала идеология, которая подразумевала укрепление ведущей роли рабочего класса в жизни общества. Рост идейно-политической зрелости в рабочей среде, образованность, высокая профессиональная квалификация – вот такие составляющие компоненты были у этой идеологии. Системе профессионально-технического образования отводилась совсем не малая роль в достижении этих идеологических норм. Откройте Интернет и посмотрите. Есть там такая очень красноречивая статистика: только в годы одиннадцатой пятилетки в стране действовало около 8 тысяч училищ, в которых одновременно обучались 12,6 млн. будущих квалифицированных рабочих. Вот такое рабочее пополнение «ковалось» в ПТУ, получая при этом среднее образование.
    - Сегодня,  - продолжает Марина Юрьевна, - рынок и свобода выбора диктуют свои законы жизни. В новых условиях, когда существуют новые критерии жизненного успеха, растёт «борьба за место под солнцем», появилось больше возможностей выбирать чему и где учиться, а ответственность за свой выбор возросла значительно – попробуй не встройся в систему рынка, и окажешься на обочине жизни. Если раньше каждому выпускнику ПТУ государство, строго планировавшее выпуск тех или иных специалистов, гарантировало рабочие места, согласно записи в дипломе, то сегодня выпускнику техникума надо выдерживать жестокую конкуренцию отбора за имеющееся вакантное место с достойной зарплатой, или с тем же гастарбайтером, который готов занять это место и за меньшую заработную плату. В нашем техникуме сегодня обучаются около двухсот юношей и девушек. Дай-то бог, чтобы, окончив наше учебное заведение, они нашли своё место на городских предприятиях с хорошей достойной зарплатой. Я вообще считаю, что наличие в нашем городе техникума – факт очень знаменательный. Октябрьск – динамично развивающийся округ, и потребность в притоке новых рабочих рук ощущается здесь постоянно. И эта тенденция будет сохраняться ещё очень долго. Мы об этом помним всегда и будем продолжать трудиться на это благое дело. И раз на любом октябрьском предприятии можно найти наших выпускников – значит, есть у нас и большие стимулы в работе. Пользуясь случаем, хочу обратиться к тем ребятам, которые уже начинают задумываться о «путёвке в жизнь», смело идти к нам в техникум. Поможем встать на ноги любому, кто в этом заинтересован.
    - Марина Юрьевна, в связи с этим возникает вопрос о качестве преподавательского состава техникума. Он, на ваш взгляд, отвечает современным требованиям?
    - Начну с того, что основной костях тех, кто «сеет разумное, доброе, вечное» в нашем учебном заведении – люди, съевшие не один пуд соли, находясь в системе среднего профессионального образования. Не могу их не перечислить - наших педагогов и мастеров производственного обучения. Это – Т. Маринина, М. Журавлёва, Г. Гарах, С. Иванкин, Н. Гуськова, О. Митрофанова, И. Маляренко, Т. Кандалова, С. Назарова и другие. Я думаю, благодарным людям в Октябрьске эти имена говорят о многом.
    Очень долго я могу распространяться на тему, как мы работаем. И это может показаться нескромным. Зайдите на наш сайт: http://stroit-octyabrsk2012.narod.ru, а он насыщен информационно, и там есть всё. И наши успехи, и наша каждодневная работа. В своей деятельности мы, безусловно, учитываем реалии сегодняшнего дня. В идеале мы стремимся, конечно же, чтобы все без исключения наши воспитанники после окончания техникума нашли своё место в жизни, получили работу по профилю. Ориентация на совершенствование модернизации образовательного процесса, профориентационной работы, на повышение квалификации педагогического состава – вот необходимые критерии в работе. Мы гордимся нашими выпускниками 2012 г., по итогам сертификации профессиональной квалификации получившим повышенный 4-й разряд по профессии «штукатур» - это шесть наших девчонок, и по профессии «электросварщик ручной сварки» - четверо ребят.
    Вот такое знакомство с техникумом у нас состоялось.
    При всех существующих проблемах и тенденциях,  о которых говорилось выше, хочется констатировать -  уже хорошо, что систему профтехобразования, среднего специального образования, у нас в стране не только сохранили, но и пытаются сейчас  адаптировать к современным условиям, модернизировать. И делать это надо обязательно. Продуманно и серьёзно, потому как действительно престиж рабочих профессий сегодня, к сожалению, невысок. Они, по расхожему убеждению, не приносят большого дохода. Все ринулись получать высшее образование, хотя, многие уже не могут сказать нужно ли оно. Сейчас высок процент школьников, сохраняющих отрицательное отношение к получению рабочих навыков технического профиля. Выпускники наших школ имеют более или менее конкретное представление всего лишь о 10 – 20 профессиях, а, скажем в Европе, например, знают о 200 – 250 профессиях. Очень низок престиж у молодежи станочных, швейных, строительных, электромонтажных и других профессий. Согласно официальным данным, до 20 % старшеклассников в нашем городе в настоящее время вообще не имеют профессиональных планов.
    Как всё это исправлять? Система подготовки квалифицированных кадров требует решения ряда накопившихся проблем, и государство уже пытается их решить: укрепляет материально-техническую базу в учреждениях образовательной системы, повышает роль и участие предприятий-работодателей в подготовке специалистов во время их обучения в техникумах, обеспечивает профтехобразовательные учреждения квалифицированными мастерами производственного обучения. Но пока ещё достаточно остро стоит, казалось бы, такой насущный и всем понятный вопрос, как обеспечение производственной практики для молодых специалистов. Как утверждают аналитики в Сети, во всём цивилизованном мире обучение специалиста-рабочего, как правило, происходит прямо на месте, где ему предстоит работать – у нас сегодня не только этого нет, но иногда возникает проблема с обеспечением производственной практики как таковой. За последние два года доля предприятий, которые не сотрудничали с профессионально-техническими учреждениями, возросла до 67 %, около 29 % предприятий ведут собственную образовательную деятельность, 15 % имеют курсы переподготовки, 11 % создали свои собственные учебные центры и лишь 2 % содержат собственные профессиональные училища.
    Среди приоритетов развития нашего государства, которые определяет наш Президент Владимир Путин – создать к 2025 году 25 000 000 высокооплачиваемых рабочих мест. Запустить в работу сотни суперсовременных технологий и поднять производительность труда в два раза. Грандиозность задач впечатляет. Сможем их решить – пойдем в своем развитии еще дальше. Но для этого вновь на небывалую высоту мы должны поднять престиж рабочих профессий. Иного выбора просто нет.  

    2013-04-21
  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме: