Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 94.32 100.28

Вот такие вот «Кружевные узоры»

  Как утверждают популярные энциклопедии, искусство кружевоплетения насчитывает немало веков. Кто не знает знаменитые вологодские кружева, составившие в позапрошлом столетии славу России?! Долгими зимними вечерами в крестьянских избах плели мастерицы салфетки, скатерти, занавески и другие удивительные вещи под неизменный перестук деревянных коклюшек…

  Однако плетение на коклюшках — не единственный способ изготовления кружев. И в последнее время у него появился конкурент под модным иностранным словечком «фриволите» (смотрите «Нашу справку».  Примеч. ред.), который стал весьма популярен в нашей стране. Причина тому проста  не в пример другим видам рукоделия он не требует специально оборудованного места и каких-либо сложных устройств. Всё, что нужно мастеру, это лишь маленький, с палец величиной, челнок, в который продета нить. С помощью этого нехитрого устройства опытные руки способны сделать и узорчатые манжеты, и роскошные оторочки, и сотни других вещей, так радующих глаз посетителей всевозможных выставок. А те, кто не хочет останавливаться на простом и не прочь проявить фантазию, вплетают в кружева яркие золотые и серебряные нити, цветной бисер и сверкающие камни  этот стиль называется «Анкаре», и сегодня он также активно развивается в России.

  А теперь о главном. Вот уже более двух лет в Доме культуры «Железнодорожник» работает творческое объединение любителей фриволите «Кружевные узоры», которое ведёт Юлия Кадышева. И именно здесь, в стенах этого почтенного учреждения, активно и успешно развивается стиль фриволите. Каким же был творческий путь нашей мастерицы?

 — Любовь к рукоделию досталась мне, наверное, в наследство от бабушки Екатерины Ивановны Залазиной, всю свою жизнь прожившей здесь, в тихом городке на Волге,  рассказала Юлия Сергеевна при встрече.  А сама я родилась на другом конце страны, в дальневосточном городе Спасск-Дальний, где служил мой отец, офицер-лётчик. Сами знаете, какая жизнь у военного  то туда его отправят, то сюда, и вместе с ним наша семья исколесила всю страну... Моя мама, Галина Викторовна, всегда чем-нибудь увлекалась  вышивала, вязала. Глядя на неё, я тоже втянулась, ведь не зря говорят, что у увлечённых родителей растут увлечённые дети. Сначала мы вдвоём вязали, потом шили, а когда я пошла в школу, мы занялись кружевом.

  В 1997 году Юлия Кадышева закончила Ульяновский университет, где училась на педагога по специальности «технология». Вот уже 16 лет, как она проживает в Октябрьске, в доме, перешедшем к ней по наследству от бабушки. Первое время она вела школьные кружки рукоделия, организованные при Центре внешкольной работы, пока в 2011 году новый директор Дома культуры «Железнодорожник» Елена Шубина не пригласила её к себе.

  И сегодня занятия в «Кружевных узорах» регулярно посещают 12 человек. Возраст у них самый разный: есть среди них и школьники, и взрослые, у которых, оказывается, проблема досуга также остра, как и у детей. Вот, например, староста Антонина Коннова — один из наиболее активных членов кружка. Она оказалась на месте, когда я пришёл на встречу с Юлией Сергеевной. И мы, конечно же, не могли не разговориться:

 — Мы здесь буквально живём,  говорит она,  ходим сюда, как на работу. Делимся секретами, обсуждаем новости. Я не могу сегодня представить, чем бы занималась, если бы не наше творческое объединение… Хотя «Кружевные узоры» существуют не так давно, у них уже немало достижений. В числе последних  участие в выставке в Самарском историко-краеведческом музее имени П.В. Алабина, что прошла в январе этого года, а также в областном конкурсе юных мастеров декоративно-прикладного творчества «Наш дом  планета Земля!», состоявшемся в начале лета. Здесь диплома II степени удостоилась одна из самых молодых участниц творческого объединения Ксения Султанова, у которой, по словам руководителя, большое будущее.

  Нельзя не упомянуть и талантливую мастерицу Елену Русину, чьи эксклюзивные работы хоть сейчас выставляй на страницах журналов мод, Людмилу Рубцову и ещё очень многих других его участниц. Вообще, по словам Юлии Сергеевны, в кружке подобрался на редкость дружный и талантливый коллектив.

  — Знаете,  говорит она,  люди бывают двух видов. Есть созерцатели, которые ходят по выставкам и ахают: «Как это здорово!», «Великолепно!» Им и в голову не приходит самим попробовать сделать что-нибудь подобное. А есть творцы. Они не боятся, что у них не получится, берут в руки инструмент и кропотливо, шаг за шагом осваивают ремесло. В нашем объединении подобрались именно такие люди.

  И всё же искусством фриволите в Октябрьске занимаются пока немногие. Но слава об их мастерстве уже шагнула за пределы нашего города. Конечно, сделать предстоит ещё немало, и планы на будущее у героини моего рассказа на этот счёт весьма обширны.

  Неплохо было бы, по её словам, чтобы в нашем городе по примеру других стали проводиться регулярные ярмарки декоративно-прикладного творчества, на которых мастера многих направлений, существующих у нас, могли бы познакомить горожан со своим творчеством, обменяться опытом с коллегами. Ещё очень бы хотелось, чтобы проходящие в Октябрьске выставки и другие мероприятия такого рода получше бы освещались. Чтобы, например, появился у нас в городе специальный стенд, где анонсировалось бы их проведение.

  Всё это справедливо и уместно: ведь сегодня в нашем регионе происходят заметные изменения во всех сферах жизни, в том числе и сфере культуры. И хочется выразить надежду, что руководство города, претворяя в жизнь программы и планы по его модернизации, будет активно сотрудничать с нашими мастерами культуры, обретя в них своих верных и преданных помощников.

 

Дмитрий Инфан

Наша справка.

  Фриволите (от фр. Frivilite) — техника узелкового плетения, позволяющая выполнять кружева с оригинальным рисунком из дуг и колец. Техника очень экономична — и в плане расхода ниток, и с точки зрения необходимых инструментов. Зато изделия, выполненные этим методом, отличаются разнообразием и изяществом. Фриволите ни в чем не ограничивает фантазию мастера. 

  Заниматься плетением кружева челноком можно в любых условиях — на даче, в дороге и т. д., так как оно (в отличие от, например, плетения на коклюшках) не требует специально оборудованного места. Техника фриволите несложная, поэтому ее легко осваивают не только взрослые, но и дети.

  Родина фриволите — Древний Восток. Упоминания об этой технике встречаются в источниках Древнего Египта. В средние века фриволите распространяется в Италии и Франции, а далее по всей Европе. В XVIII веке стало модным украшать одежду кружевными воротниками «жабо», изысканными манжетами, отделывать кружевом юбки, чепцы и фартуки, носить кружевные палантины и накидки. 

  В 1970-е годы интерес к фриволите вновь заметно возрос. А в последние несколько десятилетий этот вид рукоделия в нашей стране вновь стал весьма популярен.

 

 

2653

Оставить сообщение: