О том, что город Октябрьск является крупным железнодорожным узлом, знают многие. Но далеко не все знают, что рельсовое полотно пронизывает не только город на поверхности, но и под землёй… Удивлены?
Совсем недавно редакции газеты «Октябрьское время» стали известны подробности таинственного строительства подземного тоннеля. Спешим поделиться с нашими читателями этими сведениями.
Создать подземный железнодорожный тоннель решено было после обнаружения фактов крупных оползней, происходящих по Батракскому косогору. Осенью 1913 года начались работы по геологическому исследованию Батракского хребта, с целью прокладки тоннеля.
Осенью 1914 года проект на строительство обходного тоннеля протяженностью в 10 верст (1 верста соответствует 1066,8 метра, до реформы XVIII века — 1066,781 метра - прим. редакции) был закончен. На все виды работ Государственная Дума выделила 3,5 миллиона рублей. Министерство путей сообщения приступило к строительству. Тоннель намечалось проложить под горой вблизи Шиферного переулка, затем выйти на равнину между Сызранской нефтебазой и поселком Сборно-Симоновским, а там железнодорожная линия подошла бы к станции Сызрань. Новая стройка потребовала большого притока рабочих рук. На прокладке тоннеля трудились свыше 600 человек. В 1917 г. положение в Батраках, как и во всей стране, было тяжелым, особенно бедствовали строители железнодорожного тоннеля. В забоях отсутствовала вентиляция. Все работы велись с помощью лопаты и лома. Бараки горняков не были приспособлены для жилья в условиях суровой зимы. Людские ресурсы были задействованы по максимуму. Рабочие отдавали все силы и работали без перебоев в стужу и холод. Строительные работы были начаты, но Первая мировая война и революция 1917 года внесли свои коррективы.
Рабочий комитет по строительству тоннеля поддерживал идеи Революции. Руководитель рабочего отряда - Михаил Никитич Фролов был ярым большевиком. В октябре 1917 года его избрали делегатом от Батраков на 2-й Всероссийский съезд Советов. 26 октября он голосовал за Ленинские декреты о Мире и Земле. Этот съезд провозгласил переход власти в центре и на местах в руки Советов. Когда Фролов вернулся из Петрограда, состоялось собрание строителей ж/д тоннеля. Послушать делегата пришли 700 горняков. После Октябрьской социалистической революции в Петрограде на 4-й день в Батраках была установлена Советская власть мирным, бескровным путем. Тонельцы, были бесконечно преданы делу революции. Они произвели сбор средств в фонд партии большевиков, собрали 1000 рублей и передали Берлинскому- члену Сызранского комитета партии.
Строительство тоннеля окончательно прекратилось, так как рабочие пошли в отряды добровольцев, для поддержки революционных течений.
В марте 1918 года большой отряд рабочих-тоннельцев принимал участие в подавлении Усинского кулацкого восстания. Многие из отряда погибли. Среди них: Максим Кирилленко, Сергей Горбатов, Николай Антонович. Антон Макарчук, Иван Савин и другие. На борьбу с Колчаком 600 горняков записались добровольцами. Благодаря им был сформирован целый полк. Батальоном батракских добровольцев командовал Михаил Евдокимович Аносов. Позже, одна из улиц города стала носить его имя, а на здании старого ж/д вокзала была установлена мемориальная плита с его именем.
К строительству тоннеля не вернулись, проблему оползня решили водоотливными штольнями, которые находятся возле станции "Октябрьск-пристань". К сожалению, точные сведения о расположении тоннеля нам неизвестны, но скорее всего, искать его нужно в том месте, где его удобнее всего было построить, чтобы провести пути в обход косогора.
Наша редакция запускает конкурс:
Первому, кто предоставит координаты входа в тоннель и фотографии из тоннеля, мы подарим достойный подарок.
Материалы просим приносить в редакцию газеты «Октябрьское время» по адресу: ул. Гая 39 А
Материал, при поддержке Сызранского
Краеведческого музея,
подготовила Виктория Русина.