Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 85.41 93.17

Сегодня мы обсуждали самые крупные изменения в налоговой системе страны за последние четверть века

О совершенствовании налогового законодательства и установлении семейной налоговой выплаты

8 июня в ходе заседания Самарской Губернской Думы были рассмотрены три проекта федеральных законов, разработанные в развитии положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

В заседании Думы приняли участие врио Губернатора Самарской области Вячеслав Федорищев, и.о. первого вице-губернатора – председателя Правительства Самарской области Наталья Катина, главный федеральный инспектор по Самарской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Михаил Феоктистов, депутат Государственной Думы Виктор Казаков, представители Правительства Самарской области, прокуратуры Самарской области, Счётной палаты региона, территориальных органов федеральных органов государственной власти.   

В Послании Президент страны Владимир Владимирович Путин поставил задачу: «Предлагаю продумать подходы к модернизации нашей фискальной системы, к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы. И напротив, нужно снизить налоговую нагрузку на семьи, в том числе за счёт вычетов. Стимулировать бизнес, который вкладывает средства в развитие, в реализацию инфраструктурных, социальных проектов».

Во исполнение этой задачи разработан законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который был внесён на рассмотрение в Государственную Думу 3 июня 2024 года.

Изменения направлены на выстраивание справедливой и сбалансированной налоговой системы, которая должна обеспечивать поступление ресурсов для решения общенациональных задач, создавать стабильные и предсказуемые условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов, а также обеспечивать сокращение неравенства в обществе и в экономике,

Было отмечено, что принципиально важно в 2024 году определить долгосрочные устойчивые источники финансирования бюджетных обязательств, что будет являться залогом стабильности налоговых условий на 6 лет, а, возможно,  и на более долгий срок.

Подавляющего большинства граждан налоговые изменения не коснутся. Из 64 млн работающего населения прогрессивное налогообложение затронет только 2 млн человек (с доходом свыше 2,4 млн рублей в год или 200 тысяч рублей в месяц) или 3,2 % от работающего населения страны. При этом в выигрыше окажется большое количество семей с детьми. Для них налоговая нагрузка будет снижена почти в 2 раза за счёт вычетов.  

Основные направления совершенствования налоговой системы, предлагаемые законопроектом, следующие:

- введение прогрессивной шкалы по НДФЛ;

- поэтапное увеличение порога для применения упрощённой системы налогообложения;

- повышение налога на прибыль.

Предполагается переходный период, чтобы все успели подготовиться к изменениям. В случае принятия поправок Госдумой налоговые изменения начнут действовать с 1 января 2025 года.

Законопроектом предлагается следующая прогрессивная шкала по НДФЛ:

▪ для доходов до 2,4 млн. рублей – 13%,

▪ для доходов от 2,4 до 5 млн. рублей – 15%,

▪ для доходов от 5 до 20 млн. рублей – 18 %,

▪ для доходов от 20 до 50 млн. рублей – 20 %

▪ и для доходов свыше 50 млн. рублей – 22 %.

Важно, что люди будут платить повышенный налог не со всей суммы, а с превышения. Например, если человек зарабатывает 250 тысяч рублей в месяц, то с дохода в 200 тысяч рублей он будет платить налог в 13%, а с части, которая превышает порог (50 тысяч рублей) – по ставке 15%. То есть в месяц заплатит всего 1 тысячу рублей дополнительно.

Однако повышение порога доходов затрагивает не всех. Например, не попадают под повышение НДФЛ доходы участников СВО в виде денежного довольствия и иных дополнительных денежных выплат, для них сохраниться прежний порядок налогообложения.

Изменения налоговой системы не коснутся самозанятых граждан. В законе закреплено условие, что в течение 10 лет ставки налога для самозанятых изменяться не будут.

Снижение налоговой нагрузки на семьи с детьми будет реализовано за счёт частичного возврата уплаченного НДФЛ и за счет стандартных вычетов по НДФЛ на второго и третьего ребенка.

Для родителей с двумя и более детьми, среднедушевой доход на члена семьи которых не превышает 1,5-кратного прожиточного минимума в месяц, будет осуществляться возврат уплаченного НДФЛ в размере 7% из 13% (т.е. ставка НДФЛ для них фактически составит лишь 6%). Эта мера позволит поддержать примерно половину от общего числа всех семей с двумя и более детьми в стране.

Например, если в 2025 году зарплата каждого из родителей 35 тысяч рублей, в семье с двумя детьми, экономия от применения налогового вычета составит 13,1 тысяч рублей (6 552 рублей на каждого), а семейная выплата составит 51,7 тысячу рублей (25 872 рублей каждому). Таким образом, суммарная поддержка составит 64,8 тысяч рублей в год.

Если в семье с аналогичной зарплатой родителей будет три ребенка, то совокупная поддержка составит 74 тысячи рублей.

Средства от повышения налогов пойдут на социально-экономическое развитие страны, а именно:

- финансирование новых объявленных Президентом нацпроектов: «Семья», «Молодежь и дети», «Продолжительная и активная жизнь», «Кадры».

- увеличение вложений в инфраструктуру, в строительство жилья, дорог, увеличение финансирования мер поддержки бизнеса, развития наукоемких отраслей и сферы высоких технологий (отечественные IT-решения и оборудование, фармацевтика, химическая промышленность, производство новых материалов).

- развитие проектов технологического суверенитета (выпуск самолетов, судов, станков, микроэлектроники, лекарств, экономика данных и так далее).

Все эти инвестиции со временем вернутся нашему обществу через повышение экономического благосостояния, но уже всех граждан.

И, конечно же, дополнительные средства будут направлены на социальную сферу: ремонт и оснащение объектов здравоохранения, строительство и ремонт детских садов, школ, общежитий колледжей и вузов, поддержку материнства и детства (например, продление материнского капитала, программы охраны материнства и поддержки здоровья женщин, поддержку регионов с низкой рождаемостью), на различные проекты по борьбе со смертностью от заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологии, поддержке больных диабетом, закупку средств реабилитации, на объекты культуры, спорта и т.д.

Для дальнейшего развития малого бизнеса предлагается поэтапное увеличение порога для применения упрощённой системы налогообложения (УСН). Такой подход позволит малому бизнесу плавно встраиваться в общую систему налогообложения, масштабируя свои предприятия.

Предлагается увеличить порог УСН по доходам до 450 млн рублей и основным средствам до 200 млн рублей с одновременным введением обязанности по уплате НДС для налогоплательщиков с доходами более 60 млн рублей.

96,8% предпринимателей на УСН имеют выручку до 60 млн, то есть эта мера не коснется подавляющего большинства плательщиков.

3,2% предпринимателей вместе с обязанностью по уплате НДС получат также возможность масштабировать свой бизнес, в том числе, потому что госкомпании, крупный бизнес смогут заключать с ними контракты.

Законопроектом предусматривается повышение налога на прибыль организаций с 20% до 25%.

Было отмечено, что действующая сейчас в России ставка 20% налога на прибыль – одна из самых низких среди развитых экономик. При этом повышение налога позволит отказаться от использования оборотных сборов, таких как курсовые экспортные пошлины, которые увеличивают потребность бизнеса в оборотном капитале и не учитывают его финансовый результат.

С целью создания новых инструментов налогового стимулирования инвестиций вводится федеральный инвестиционный налоговый вычет, позволяющий уменьшать сумму налога на прибыль организаций, подлежащую зачислению в федеральный бюджет.

Также для создания дополнительных стимулов развития инновационной деятельности предлагается при расчете налога на прибыль организаций увеличить с 1,5 до 2 повышающий коэффициент по расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. То есть инновационные компании будут платить налоги с меньшего размера налогооблагаемой прибыли.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» также направлен на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Предлагается:

- во-первых, внести изменения, согласно которым реструктуризация государственного долга субъекта РФ может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга (две трети задолженности) при условии целевого направления высвобождающихся средств на поддержку инвестиций и на инфраструктурные проекты;

- во-вторых, начиная с 2025 года, предлагается установить для субъектов РФ право использовать экономию средств, предоставляемых в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, на финансирование национальных проектов;

- в-третьих, в связи с изменениями Налогового кодекса РФ, предлагается перенаправление части возникающих дополнительных доходов в федеральный бюджет.

Проекты федеральных законов были детально рассмотрены и одобрены 8 июня в ходе расширенного заседания комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике. В тот же день на заседании Самарской Губернской Думы депутаты поддержали законопроекты.  

Как прокомментировал председатель комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Виктор Кузнецов: «Сегодня мы обсуждали самые крупные изменения в налоговой системе страны за последние четверть века. Им придаётся большое значение, потому что вопросы налогообложения касаются каждого человека и определяют финансово-экономическое развитие страны в целом.

Изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации принципиально важны для регионов, потому что те налоги, о которых идёт речь, обеспечивают 75,7% доходной части региональных бюджетов.

Прежде всего, это налог на доходы физических лиц. Здесь нужно отметить две главные новеллы: введение прогрессивной шкалы налогообложения от 13 до 22% и так называемый «налоговый кэшбек» для семей с двумя и более детьми, в которых среднедушевой доход на члена семьи не превышает 1,5-кратного прожиточного минимума в месяц. Это реальная мера социальной поддержки населения.

Изменяется исчисление налога на прибыль: он увеличивается с 20 до 25%. При этом предусматривается механизм федеральных инвестиционных вычетов. И те промышленные производственные предприятия, которые занимаются инновационной и инвестиционной деятельностью, получат право на такие вычеты, но это уже вопрос отдельного регулирования, прежде всего, на уровне Правительства страны.  

Также изменяются условия для компаний, работающих по упрощённой системе налогообложения, вводятся новые акцизы.

Изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации являются логическим продолжением совершенствования налоговой системы.

Следующий этап нашей работы – мы подготовим и направим в адрес депутатов Государственной Думы, представляющих Самарскую область, наши предложения о том, как сделать налоговые поступления более эффективными, работающими на экономику Самарской области».

Депутаты поддержали проект федерального закона «О ежегодной выплате работающим родителям, имеющим двух и более детей», внесенный Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что «ежегодная выплата выплачивается в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания  заявителя».

Новая ежегодная выплата осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования каждому из родителей детей в возрасте до 18 лет или возрасте до 23 лет при условии их учёбы в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения. Ещё одно обязательное условие - отсутствие у заявителя задолженности по уплате алиментов.

Как следует из документа, размер ежегодной выплаты определяется в виде разницы суммы уплаченного НДФЛ за год, предшествующий году обращения за указанной выплатой, по ставке 13% и суммы НДФЛ, рассчитанного с того же дохода по ставке 6% в полном объеме. Таким образом, «налоговый кешбэк» для семей с детьми  может составить 7%.

Заявление на получение выплаты можно будет подать в электронном виде через «Единый портал государственных и муниципальных услуг», а также обратившись лично в МФЦ или в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства или пребывания. Кроме того, в проекте закона указывается, что данная выплата не будет учитываться при определении права на получение иных мер социальной поддержки.

Предполагается, что закон о введении семейной налоговой выплаты  вступит в силу с 1 января 2026 года.

Председатель комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике областного парламента Марина Сидухина отметила: «В своём ежегодном Послании Президент России Владимир Владимирович Путин чётко обозначил позиции по приоритетам развития страны, акцентировал внимание на социальной сфере, семейной политике. В том числе о выстраивании более справедливой налоговой системы. Один из законопроектов, которые направлены на решение этой задачи, мы рассмотрели сегодня. Благодаря «налоговому кешбэку» семьи с детьми с невысоким доходом смогут снизить фактическую ставку НДФЛ на 7 процентов. В федеральном законопроекте прописаны все правовые нюансы предоставления этой ежегодной выплаты. Хочу отметить, что Правительство Российской Федерации отработает положения и правила, которые ещё дополнительно будут расшифровывать новеллы этого федерального законодательного  акта. Сейчас у нас идут «нулевые чтения»,  есть возможность до рассмотрения законопроекта в первом чтении передать свои предложения депутатам, представляющим Самарскую область в Государственной Думе».

Первый заместитель председателя Самарской Губернской Думы, руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Марина Антимонова:

- В первую очередь хочу отметить, что прошло совсем немного времени после оглашения Послания Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию и уже Правительство страны вышло с целым пакетом нормативных правовых актов во исполнение ключевых положений Послания. 

Депутаты фракции поддержали предлагаемые изменения налоговой системы. Мы считаем это решение своевременным. Оно принимается именно сейчас, что говорит о зрелости предпринимательского сообщества. И очень важно – сама налоговая система готова к изменениям во многом благодаря цифровизации, внедрению искусственного интеллекта, что позволяет сделать прозрачной работу по учёту доходов.  

Заместитель председателя Самарской Губернской Думы, руководитель фракции КПРФ Алексей Лескин:

Обращаю внимание, что депутаты фракции КПРФ шесть раз выходили в Госдуме с предложением о прогрессивной шкале налогов. Наконец нас услышали! Отмечу, что государство будет помогать тем семьям, которые не сидят просто на детском пособии, а работают. И введение налога в 6% для работающих семей с невысоким доходом – прекрасная находка. Поэтому фракция КПРФ в Самарской Губернской Думе поддерживает данные изменения.

Руководитель фракции ЛДПР в Самарской Губернской Думе Александр Степанов:

- Это самое масштабное, наверное, изменение в налоговом законодательстве, в  этом веке то уж точно. «Плоская» шкала налогообложения была подвергнута критике сразу после её принятия в 2001 году. Был небольшой шаг, когда ставку НДФЛ повысили дополнительно до 15 процентов. Полученные деньги государство направило на лечение орфанных заболеваний. И тогда вся общественность, все фракции поддержали такое решение, это было социально справедливо.

Фракция ЛДПР выступает за прогрессивную шкалу налогообложения. Мы  считаем, что нужно не только больше налогов брать с богатых, но и защищать самых бедных, социально незащищенные слои населения. Считаем, что те, кто получает зарплату меньше чем полтора МРОТ, не должны платить НДФЛ. Ведь это нонсенс, если человек после уплаты с этой суммы налогов, на руки получает сумму фактически меньше МРОТ. И на эти деньги должен выживать. С нашей точки зрения это несправедливо

Поэтому мы – за введение прогрессивной шкалы налогообложения,  концептуально поддерживаем и продолжим дальше работать.

Руководитель фракции «Справедливая Россия - Патриоты - За правду»  в Самарской Губернской Думе Михаил Маряхин:

- Изменения в системе налогообложения мы считаем ключевым вопросом. Партия «Справедливая Россия - Патриоты - За правду» сразу же поддержала инициативу Президента страны, озвученную Федеральному Собранию Российской Федерации. Это задача, которую партия ставила перед собой ещё в 2006 году, это основной пункт нашей предвыборной программы – добиваться прогрессивной ставки налогообложения. К сожалению,  существующая ставка создаёт социальное неравенство: богатые – богатеют, бедные – беднеют. Поэтому нынешнее предложение актуально и необходимо. Партия проголосовала «за», впереди большая дискуссия в Государственной Думе.

Руководитель фракции «Новые люди» в Самарской Губернской Думе Роман Маркаров:

- Мы понимаем, что назрела необходимость налоговой реформы, но необходимо учесть различие слоёв нашего общества: предпринимателей, учителей, соцработников, работников здравоохранения.

Для ответственного бизнеса мы предлагаем оставить ставки налогов на том же уровне или повысить минимально. Нужен механизм чтобы учесть все прямые и непрямые инвестиции в социальные проекты, технологические стартапы, благотворительность за последние 10 лет. А для тех бизнесменов, которые зарабатывают в России, а тратят за границей, нужно предусмотреть максимальное повышение. Вместе с тем, считаем, что для педагогов, врачей, тружеников социальной сферы необходимо существенно снизить налоговое бремя.

Председатель Самарской Губернской Думы Геннадий Котельников:

- Речь идет о том, что налог должен быть адекватным получаемым доходам. У нас в стране примерно 64 миллиона человек работающего населения, эти изменения коснутся лишь 2 миллионов людей, чьи доходы превышают 2,4 миллиона рублей в год. Прогрессивная шкала налогообложения необходима. Особо оговорены меры поддержки в отношении семей с небольшими доходами, имеющие детей. Налог для них будет всего 6 процентов. И это коснется половины всех российских семей с двумя и более детьми. Кроме того, в результате введения прогрессивной шкалы налогообложения, дополнительные  средства пойдут на строительство объектов здравоохранения, школ, детсадов, поддержку материнства и детства, объекты культуры, спорта, развитие инфраструктуры – всего того, в чем есть необходимость. Учитывая большую социальную значимость предложенных изменений, депутаты единогласно приняли решения поддержать этот пакет законодательных инициатив.

Врио Губернатора Самарской области Вячеслав Федорищев:

- Каждый из депутатов представляет интересы большого числа земляков. Поэтому очень важно, чтобы мы работали все вместе, привлекая жителей к решению вопросов развития региона.

Наши приоритеты – всецело поддерживать защитников Отечества и работу «оборонки». Развивать те отрасли, которые напрямую влияют на жизнь людей - это благоустройство, спорт, образование, культура. Работать над повышением доходов граждан - а для этого привлекать инвестиции, создавать рабочие места. На эту же цель направлен и федеральный законопроект об изменениях в налоговый кодекс. В том числе, введении прогрессивной шкалы налогообложения. Считаю, что это решение Правительства РФ позволит обеспечить принципы социальной справедливости. Поэтому предложил депутатам проект поддержать. Решение - принято.

Моя задача, нашей команды, чтобы максимальное количество инвестиций направлялось в Самарский регион. Нам предстоит профинансировать много направлений, высказать общую консолидированную позицию по проектам важнейших федеральных законов, направленных на выстраивание более справедливой и сбалансированной налоговой системы в стране. Предлагаемые налоговые изменения призваны обеспечить поступление ресурсов для решения общенациональных задач, обозначенных Президентом Владимиром Владимировичем Путиным. В том числе сокращение неравенства в обществе, в экономике, решение многих проблем социально-экономического развития на местах.