В фонде городского краеведческого музея имеется много разнообразных коллекций, в том числе и собрание пуговиц, о которых далее пойдет речь.
Казалось бы, кто задумывается об этой чисто утилитарной детали, застегивая утром рубашку? Но если посмотреть на неё немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей...
В Европе первые пуговицы появились в 4-м веке до н.э. у греческих воинов. Видимо, возникла нужда в чем-то, чем можно было (кроме булавок) скреплять части одежды. Кожаные ремни на их "униформе" застегивались спереди на несколько металлических пуговиц на ножке.
В период средневековья рыцари привозили пуговицы в Европу с Ближнего Востока, но широкое распространение они получили лишь в 18 веке. Причем вначале, как ни странно, интерес к новым застежкам проявили мужчины. Женщины же встретили появление пуговиц «в штыки» и продолжали пользоваться булавками.
Мужская одежда в то время по яркости и роскоши не уступала женской. Пуговицы изготавливались из благородных металлов, часто украшались драгоценными камнями.
До русских модников пуговица, которую тогда называли "пугвицой", "докатилась" в конце 15 — начале 16 века. Ещё в 13 веке пуговиц не было. А одевались примерно так: в куске материала вырезалось отверстие для головы — вот вам и исходная модель. Закреплялась же одежда поясами.
Пик увлечения пуговицами в России — 16 век, когда они стали использоваться как украшение. Мастерством исполнения и изысканностью они должны были демонстрировать богатство их владельца. Пуговицы из золота, серебра и слоновой кости символизировали достаток и высокое положение в обществе. До знаменитой петровской реформы костюма и приказа носить иностранное платье русские бояре и боярыни, не скупясь, платили золотых дел мастерам и иностранным купцам большие деньги за пуговицы из драгоценных металлов со вставками из бирюзы, жемчуга, кораллов, эмалей. Они обычно нашивались на верхнюю одежду и застегивались на петли из кожи или шнура. Кому-то нравились ажурные, а кому-то цельные, с узором, выполненные чернью, с гравировкой. Размеры у них были различные — от горошины до яйца. Их передавали по наследству, включали в состав приданого, использовали как подвески к серьгам, в качестве бусин. С появлением новых видов одежды — фрака, сюртука, пиджаков, жакетов — пуговицы начинают делать небольшими, строгими, сдержанными по цвету. В конце 19 века в моду вошли блузки, жакеты, пальто, и без пуговиц обойтись стало невозможно. Вот когда ими широко стали пользоваться женщины!
Ведомственные пуговицы использовались как опознавательный знак для мундиров различных министерств, губернских и городских управ, армейских и флотских частей, учебных заведений и т.п. В фондах городского музея также хранятся пуговицы армейских заведений, летчиков и железнодорожников. Например, в 1986 году М.А. Суринский передал в дар форменный китель железнодорожника 1940-1950 гг., на пуговицах которого размещен технический знак ведомства путей сообщения в виде скрещенных молотка и разводного ключа.
Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что по положению они должны были быть золотыми или серебряными, но чаще делались позолоченными и посеребренными. Солдатские изготовлялись из меди, бронзы, олова и латуни. В 1986 году В.М. Абрамов передал в дар китель младшего сержанта войска ПВО начала 1970-х гг., на пуговицах которого изображение звезды с серпом и молотом.
Некоторые эмблемы, которые изображались на ведомственных пуговицах дореволюционной России, используются и в настоящее время. Например, дубовые ветки у лесничих, якорь — у служащих флота и т.д.
На Руси верили, что пуговицы помогают исполнять мечты. Для этого их пришивали к одежде — на вороте или на груди, но главное было в том, как именно ее пришивать. Вы хотите проверить на себе магическую силу пуговиц? Тогда нужно загадать, выбрать подходящий способ пришивания и прикрепить пуговицу к изнанке любимой одежды.
Довольно часто многие из нас, обнаружив в своих домах разные старинные вещи, выкидывают их, не задумываясь о том, что исчезает частичка былого времени. А кто-то приносит вещи в музей и поступает правильно. Мы хотим призвать всех жителей нашего города более трепетно относиться к памятным свидетелям прошлого, ведь недаром говорят: «Вещь, оставленная на память об отце, есть музей». Музейная экспозиция ценна своей подлинностью. Все наши экспонаты подарены жителями Октябрьска, и мы надеемся, что эта традиция будет продолжаться.
М.В. Табакова,
главный хранитель фондов музея «Октябрьск-на-Волге»