На сегодняшний день Российская Федерация является участницей более 100 международных соглашений, предусматривающих оказание правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Одной из основных задач международного сотрудничества является создание четкого и эффективного порядка оказания международной правовой помощи гражданам.
Увеличение миграционных процессов в стране влечет рост обращений граждан в органы записи актов гражданского состояния по вопросам оказания международно-правовой помощи.
Анализ показывает, что количество направленных запросов на территории иностранных государств по Самарской области увеличилось почти в 1,5 раза по сравнению с 2010 годом.
В 2013 году отделом ЗАГС городского округа Октябрьск было направлено 45 запросов об истребовании документов о регистрации актов гражданского состояния в адрес компетентных органов иностранных государств (в 2012 году — 44 запроса, 2011 — 43). Получены ответы на 8 запросов и 21 документ о регистрации актов гражданского состояния по запросам, направленным отделом ЗАГС в 2012 году.
Наибольшее количество запросов направлено в адрес компетентных органов стран СНГ: Республики Казахстан (13), Республики Узбекистан (11), Украины (11).
Средний срок получения документов с территории большинства стран СНГ составляет 2-6 месяцев, с территории Республики Узбекистан 7-9 месяцев.
Государственная услуга по истребованию личных документов о государственной регистрации актов гражданского состояния с территории иностранных государств предоставляется органами ЗАГС Самарской области в рамках оказания международной правовой помощив соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной государствами-членами Содружества Независимых Государств 22.01.93 в г. Минске (в редакции Протокола к Конвенции от 28.03.97); международными договорами Российской Федерации; Федеральным законом от 15.11.97 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»; Методическими рекомендациями о применении международных норм об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24.12.2007 № 249; Административным регламентом предоставления государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденным приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 29.06.2012 № 10489/124 (далее — Административный регламент).
Для истребования документов о регистрации актов гражданского состояния с территории иностранных государств заявитель представляет при личном обращении в отдел ЗАГС следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность (предъявляется);
2) заявление по истребованию документа о государственной регистрации актов гражданского состояния (приложение № 5-7 к Административному регламенту), заполненное на каждый документ отдельно;
3) квитанцию об уплате государственной пошлины (с 01.01.2013 информацию, подтверждающую уплату заявителем государственной пошлины, орган ЗАГС получает из Федерального казначейства на основании соответствующего запроса с использованием единой системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ); заявитель вправе представить по собственной инициативе документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление государственной услуги);
4) доверенность, удостоверенную в установленном порядке (при истребовании документа иным лицом, уполномоченным лицом, имеющим право на получение такого документа).
За истребование документов с территории иностранных государств до подачи заявления взимается государственная пошлина в размере 200 рублей за каждый документ (статья 333.33 главы 25.3 части второй Налогового кодекса РФ).
Информацию о реквизитах (квитанцию) для уплаты государственной пошлины и бланки заявления об истребовании документа заявитель может получить у специалистов отдела ЗАГС, а также на Интернет-сайте управления ЗАГС Самарской области www.zags.samregion.ru, www.zags63.ru.
Срок предоставления государственной услуги при истребовании документов с территории иностранного государства с учетом обращения в компетентные органы иностранного государства не должен превышать 6-ти месяцев со дня регистрации в Департаменте МИД России, Департаменте Минюста России, территориальном органе Минюста России, органе ЗАГС всех надлежащим образом оформленных документов.
При выдаче гражданам свидетельств и справок о регистрации актов гражданского состояния, поступивших с территории иностранных государств, государственная пошлина за выдачу повторного свидетельства (справки) не взимается.
В целях обеспечения прав граждан на получение информации управление ЗАГС Самарской области ежегодно проводит прямую телефонную линию по вопросам оказания международной правовой помощи гражданам Самарской области в истребовании документов о регистрации актов гражданского состояния с территории иностранных государств в соответствии с графиком, размещенном на официальном интернет-сайте управления ЗАГС Самарской области zags.samregion.ru (www.zags63.ru) и на информационном стенде отдела ЗАГС. Дополнительную информацию можно получить в отделе ЗАГС г.о. Октябрьск по адресу: ул. Аносова, д.51, телефон 2-21-99.
Елена Лаврентьева,
начальник отдела ЗАГС