Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 98.37 104.29

Местное самоуправление приблизит власть к людям

  Губернатор Николай Меркушкин провел первое заседание рабочей группы по развитию местного самоуправления. В феврале развернется широкое обсуждение принципов организации муниципальных и районных властей. Новая концепция должна отражать интересы жителей и стать примером для других регионов страны.

  Реформа местного самоуправления (МСУ) в России, по сути, не прекращается. Ее точкой отсчета является ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», принятый правительством РФ в 2003 году. Закон закрепил двухуровневую систему организации муниципальных образований, где первый уровень — городские округа и муниципальные районы, второй уровень — городские и сельские поселения. В результате число поселений стало стремительно расти. При этом ожидаемого роста эффективности система не принесла, а с ходом времени стала терять актуальность. Об этом неоднократно говорили представители федеральных и региональных властей.

  А в декабре прошлого года президент Владимир Путин, выступая с посланием к федеральному собранию, заявил о несостоятельности действующего закона. По его словам, к сегодняшнему дню объем ответственности и ресурсы муниципалитетов оказались несбалансированными, а полномочия размыты и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой. «Органы МСУ сотрясают коррупционные скандалы, а районный уровень фактически выхолощен», — поставил диагноз системе глава государства.
Вслед за президентом о недостатках местного самоуправления заговорили и представители регионов. Николай Меркушкин отметил, что в большинстве субъектов РФ полномочия местных властей практически полностью «перекрыты» государственными органами. 21 января, открывая первое заседание рабочей группы по развитию МСУ, губернатор привел пример: с введением стандартов на оказание тех или иных услуг и установлением государственной ответственности за их соблюдением на местах, все больше функций стали выполнять органы госвласти. На региональный уровень, например, перешли вопросы здравоохранения, а теперь и дошкольное образование.

  Между тем, начавшаяся в регионе дискуссия вовсе не означает, что Самарская область выступит неким пилотным проектом, где разработают, а затем и опробуют новую систему МСУ. Наш регион вместе с другими субъектами РФ подготовит поправки и поделится с центром своим видением распределения полномочий между различными органами власти.
При этом об отмене выборов глав городов и руководителей остальных уровней местной власти не идет никакой речи. Потому что все-таки главная задача — выстроить такую систему власти, которая будет эффективно работать в интересах людей, а не для галочки, как сейчас происходит в некоторых муниципалитетах.

  «За прошедшие годы самым действенным уровнем, где реализуется МСУ, оказались село, райцентр. В столицах же все проблемы решаются при участии губернатора, — заявил Николай Меркушкин. — В Самаре и Тольятти 90% функций по оказанию услуг людям сегодня выполняет государство».

  По мнению федеральных властей, законодательство надо менять. Владимир Путин уже заявил, что необходимо внести проект закона о реформе МСУ в Госдуму. Примечательно, что текст документа будет сформирован на основе предложений регионов. Уже поступило около 300 таких предложений. И Самарская область намерена принять в формировании документа самое активное участие.

  Без политики

  Как должно выстроиться МСУ в новых условиях, регионы решат после консультаций с самими представителями местной власти. «Сегодня речь идет о том, что главы районов и городов могут быть государственными служащими», — поясняет один из вариантов развития событий глава Отрадного Нина Вишнякова.

  Николай Меркушкин уверен, что необходимо выстроить такую систему МСУ, которая была бы максимально направлена на решение вопросов простых людей. Для этого государственную власть нужно «спустить» ниже, по сути, доведя ее до уровня муниципалитета и даже района крупного города. Местное же самоуправление должно сохраниться в поселениях и внутригородских территориях.

  Кстати, эту идею, согласно проведенному социологическому исследованию, поддерживают 92% из опрошенных жителей региона. Ведь и правда, все привыкли решать возникающие бытовые вопросы в домоуправлениях либо администрациях района, а не на уровне главы города.

  Кроме того, приближение МСУ к людям позволит снизить градус политизированности местной власти, который мешает ей работать в интересах граждан. Николай Меркушкин привел пример как городов, так и районов, где политизированность МСУ тормозит развитие. Так, Самара из-за многолетней конфронтации с государственной властью к сегодняшнему дню оказалась у разбитого корыта: с неразвитой социальной инфраструктурой и огромными проблемами по благоустройству. Город находится на третьем — с конца — месте в стране по качеству дорог.

  В Тольятти политические игры продолжаются и сейчас. К примеру, когда горожане ждали от бюджета-2014 решения накопившихся проблем, городская власть «заворачивала» один за другим варианты финансового документа, где учитывались предложения жителей.
Свежа память и о том, до какого состояния довела политизированная власть Жигулевск, Октябрьск, Безенчукский район. А ведь руководителей, забывших о своих обязательствах перед людьми, выбирали сами жители. И сами же потом обращались к региональным властям с просьбами заменить главу муниципалитета. Ситуацию действительно пришлось выправлять в «ручном» режиме. Но, может быть, правильнее изначально изменить систему формирования местной власти так, чтобы она была встроена в вертикаль и действовала в одном направлении с государственными приоритетами, в числе которых как раз быстрое реагирование на требования людей?

  «Нужно учитывать, что государство распространяет власть на всю территорию страны. Так что МСУ в принципе не может быть самостоятельным. Нет жесткой стены между МСУ и госвластью, но есть общий источник для их деятельности — население», — считает заведующий кафедрой государственного и административного права СамГУ Виктор Полянский. 

  Главы дали добро

  Чтобы услышать максимальное число мнений, губернатор поручил провести собеседования с руководителями муниципалитетов. На заседании рабочей группы вице-губернатор Дмитрий Овчинников рассказал о результатах этих собеседований: из 35 опрошенных руководителей городов и районов практически все поддержали переход к назначению главы администрации по конкурсу. Более того, в 14 муниципалитетах уже соответствующим образом скорректировали устав, и этот процесс продолжается.

  Поддержали главы всех 27 муниципальных районов и способ формирования собраний представителей путем делегирования депутатов от поселений. Большинство из глав также предварительно одобрили оптимизацию ряда поселений. Так, предложено объединить поселения, связанные этнической и культурной спецификой, имеющие общие социально-экономические связи.

  Кроме того, главы городов высказались за сохранение мажоритарной системы избрания депутатов. «В ходе собеседования основной вопрос стоял о том, какой мы видим дальнейшую работу, что нужно изменить, чтобы власть стала более эффективной, — рассказала «ВК» глава Отрадного Нина Вишнякова. — Может быть, это не касается Самары и Тольятти, но в районах и малых городах, я уверена, никаких политических партий в представительных органах не должно быть. Я могу сказать, что по партийным спискам пройдут те, кого народ в открытую никогда бы не выбрал».

  Отметим, что Николай Меркушкин не стал однозначно утверждать, сохранится ли система прямых выборов в органы МСУ. Но подчеркнул, что органы государственной власти, к которым планируется приравнять органы местного самоуправления, могут быть выборными. Окончательное решение о том, какие из них будут избираться, а какие назначаться, должна принять рабочая группа. 

  Стать примером для регионов

  «Главная задача, которая стоит перед законом о МСУ, приблизить власть к народу, — уверен Виктор Сазонов. — Очень хочется, чтобы она была реализована в предложениях, которые нам будут поступать. Все вместе к середине февраля мы должны подготовить концепцию местного самоуправления, которое будет работать на повышение эффективности власти».

  По мнению губернатора, при грамотной работе рабочей группы может появиться модель МСУ, которая станет образцом для других регионов. Николай Меркушкин уверен, что Самарская область имеет потенциал и должна создать более эффективную модель, разработать документ, который может быть транслирован на всю страну.

  Николай Меркушкин, губернатор Самарской области:

  — Мы должны определиться, какой должна быть местная власть сегодня. В этом смысле очень полезно изучать мировой опыт. В частности, в Лондоне долгое время не было общегородской власти, а была лишь власть в районах. В Париже есть префект, являющийся представителем государственной власти, который осуществляет 90% всех административных функций. Также есть мэр, на долю которого приходится лишь 10% функционала, связанного преимущественно с хозяйственной деятельностью. Местное самоуправление должно быть максимально приближено к людям. Только тогда оно обретает свой подлинный смысл, не превращаясь в формальность или имитацию. Принципиальный вопрос — сделать так, чтобы власть в Самарской области была структурирована максимально эффективно. Местное самоуправление должно сохраниться в поселениях и небольших внутригородских территориях. Мы провели социологический опрос и выяснили, что 90% жителей — за то, чтобы передать часть полномочий с городского на районный уровень. Если проблемы жителей будут решаться в непосредственной близости от дома, они от этого только выиграют. Так что, если мы будем работать активно, при живом участии населения, то уверен, что через три-четыре года у нас многое может измениться. Если же мы оставим все, как есть, то уже сегодня превратимся в глубоких провинциалов, лишенных жизненно важных вещей.

 

Дарья Дорожкина, Дарья Малеева

(«Волжская коммуна»)

4320

Оставить сообщение: