Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 102.58 107.43

Один день участкового Ильи Манушина

  17 ноября 2013 года служба участковых уполномоченных полиции отметила свой большой юбилей — 90 лет со дня создания. Накануне этой даты в рамках информационной акции «Один день участкового уполномоченного полиции» по всей стране прошли мероприятия, участие в которых приняли представители общественности и средств массовой информации. Они провели вместе с участковыми полный рабочий день, познакомились с их повседневной работой «изнутри», получили ответы на вопросы, относящиеся к компетенции органов внутренних дел.

  В этом плане не стал исключением и наш город, где 13 ноября совместно с сотрудниками полиции вышли в рейд и мы, журналисты газеты "Октябрьское время". Началу акции предшествовала беседа с начальником ОУУП и ПДН ОП № 33 МУ МВД России «Сызранское» Денисом Гапетченко, который подробно рассказал о буднях своих сотрудников.

  По его словам, в Октябрьске насчитывается 7 участковых уполномоченных. Круг их обязанностей нельзя назвать простым. По роду своей деятельности они должны разбираться во всех тонкостях работы, входящей компетенцию специализированных структур МВД, начиная от отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и заканчивая паспортно-визовой, патрульно-постовой, лицензионно-разрешительной службами и т. д.

  Волей-неволей участковому приходится быть специалистом широкого профиля. А ещё, если вдруг потребуется, он должен уметь оказать медицинскую помощь, иметь навыки спасения людей в чрезвычайных ситуациях, пожарах и катастрофах, предупреждать нарушения законодательства об охране окружающей среды, работать не только по административным, но и уголовным делам, опрашивать свидетелей преступлений, собирать информацию о жертве или преступнике, выявлять обстоятельства получения гражданами травм. Словом, он своего рода универсальный солдат, отвечающий за всё, происходящее на его территории, участвующий, наряду со следственными органами, в расследовании преступления. Главной стороной его деятельности, безусловно, является профилактика преступлений и разного рода правонарушений. С этой целью он обязан регулярно обходить квартиры жителей микрорайона.

  Вполне естественно, что к такой сложной и, подчас, чрезвычайно опасной службе надо иметь особое призвание. Потому вовсе неудивительно, что людей, готовых посвятить себя этой работе, находилось в своё время не так уж много: в прошлые годы в Октябрьске постоянно ощущался недостаток участковых, особенно в таких удалённых микрорайонах, как Пристань, Совхоз, посёлок Первомайск. Сейчас такое положение выправляется. На работу в органы МВД пришли свежие кадры, и есть надежда на существенное улучшение ситуации с правопорядком в нашем городском округе. Итак…

  Мы заходим в кабинет, где участковые ежедневно ведут приём граждан. Посетителей здесь принимает старший лейтенант полиции Илья Манушин. Знакомимся. В органах внутренних дел он уже четыре года, из которых последние три служит участковым уполномоченным.

  С утра у него сразу трое посетителей. Первые двое — супружеская чета. Накануне у них обворовали дом. Неизвестные злоумышленники, воспользовавшись отсутствием хозяев, проникли в жилище, устроили разгром, похитили продукты из погреба. Манушин принимает заявление, помогая потерпевшим заполнить официальный бланк. И вот дело принято в производство.

  Третий посетитель — пожилой мужчина. К нему скоро должна переехать дочь, прежде проживавшая в другом городе, и теперь пенсионер оформляет кучу необходимых документов, чтобы прописать родственницу. Кабинет участкового входит в список обязательных инстанций, которые при этом необходимо посетить. Манушин внимательно просматривает бумаги:

  — Сейчас, Николай Иванович, подождите пять минут. Вам их отксероскопируют и принесут.                                                      

  Деловая и доверительная атмосфера, царящая в кабинете на приёме, подкупает. Процесс идёт неторопливо, но чётко. Чувствуется, что Илья знает жителей своего участка. Наконец, у старшего лейтенанта полиции появилось время побеседовать с нами.

  Узнаём, что в его ведении находится два участка — посёлок Костычи (от моста на Нефтебазу до ул. Зеленовской) с населением 3870 человек, и центральная часть города (от Кирпичного переулка до моста на Нефтебазу), где проживает свыше 3900 человек. Районы в части правонарушений считаются относительно спокойными. В среднем за год, по словам нашего собеседника, от граждан поступает от 150 до 170 обращений. Причём, как правило, летом — в особо «горячие» месяца — случается до 30 различных происшествий. Работать приходится не покладая рук с утра и до полуночи. Сейчас, с наступлением холодов, стало относительно спокойно.

  Наиболее распространёнными видами правонарушений на вверенных участках являются мелкое хулиганство и распитие спиртных напитков. Часты также жалобы отдельных жителей на соседей (об одном из этих случаев будет рассказано ниже). В длинном списке «постоянных клиентов» Ильи Машина трое лиц, находящихся под административным надзором, пятеро условно-досрочно освобождённых, 43 "любителя крепко выпить", семь несовершеннолетних правонарушителей, 22 ранее судимых, 19 условно осужденных. С каждым из них приходится общаться регулярно по графику, один раз в квартал, не считая условно-досрочно освобождённых, обязанных по закону ежемесячно отмечаться в полиции.
Да, что и говорить, забот хватает! Однако, судя по тому, как участковый рассказывает о своей повседневной службе, чувствуется, что она ему совсем не в тягость, и своей работой он вполне удовлетворён.

  …Ну, что ж, знакомство, можно сказать, состоялось. Теперь втроём мы выходим из здания полиции, следуя по городским улицам тем же маршрутом, который нашему «гиду» в погонах приходится совершать изо дня в день.

  — Рабочий день начинается в 8:30, — рассказывает он между тем. — В 8:45 получаем табельное оружие. Затем, ровно в 9:00, начинается планёрка, где мы знакомимся со сводкой происшествий за минувшие сутки. В 9:30 — инструктаж начальника нашей службы. В 10:00 мы расходимся по участкам…

  А вот и первый адрес на нашем пути — неприметный с виду двухэтажный дом на одной из улиц нашего города. Заходим в подъезд, стучим в дверь, добротную, металлическую, всем видом своим выделяющуюся на фоне соседних, обшарпанных. Ждать приходится долго — хозяева квартиры, как видно, не спешат открывать. Первой на лестницу выходит любопытствующая женщина из рядом расположенной квартиры.

  — Здравствуйте, — вежливо приветствует её Манушин, — а где ваша соседка? Дома ли, не знаете?

  — Вчера я её видела, — отвечает женщина, — а сегодня, что-то, вроде, не слыхать…

  Вдруг за интересующей нас дверью слышатся шаги, щёлкает замок, и хозяйка квартиры выглядывает на лестницу.

  — Здравствуйте, Наталья Николаевна! — обращается к ней по имени-отчеству участковый. — Можем ли мы к Вам зайти?

  — Нет! — решительно заявляет хозяйка. — Я уже предупредила, если вам что-то нужно, обращайтесь к моему сыну!

  Из дальнейших слов женщины следует, что её уже около трёх лет донимает сосед со второго этажа, причём, раз от раза издевательства становятся всё изощрённее. Так, в прошлый раз он стучал по трубам, отчего в её квартиру полилась вода. Пришлось вызывать бригаду ремонтников, которые отключили воду в доме. А в довершении всего этот "нехороший сосед" пробил дыру в потолке гостиной…

  — А мы можем взглянуть? — интересуется участковый.

  — Я же сказала — нет! — протестует хозяйка. — Если вам что нужно — обращайтесь к моему сыну!

  — А где, кстати, живёт ваш сын? Адрес можете нам дать?

  — Где-то на Пристани, — пытается вспомнить она и постепенно успокаивается. — У него там дом.

  Наконец она диктует адрес сына, и мы, простившись, уходим.

  История её — одна из многих печальных примет нашего времени. Когда-то у этой женщины было два сына — старший, у которого уже была своя семья, проживал отдельно, а младший жил с матерью. В один "прекрасный" день он пристрастился к наркотикам. И пошло-поехало… Из дома стали пропадать деньги и ценные вещи, потом в квартире стала собираться весёлая компания таких же, как он, наркоманов. Чтобы мать не мешала, родной сынок попросту… выставлял её за дверь. Несчастной приходилось ночевать то у соседей, то у родственников, а то и просто на улице. А ее квартира постепенно превратилась в притон. Три года назад сын-наркоман умер, и сейчас заботу над престарелой женщиной осуществляет её старший сын — он-то и сделал в квартире ремонт, поставив заодно новенькую металлическую дверь. Но, как видно, ремонтом не скрыть следов прошлого, и матери на почве пережитого мерещатся какие-то стуки, голоса, которые она приписывает соседям по дому и пишет на них заявления в полицию.

  — На каждое такое заявление нам приходится реагировать, — вводит нас в курс дела участковый. — Бывает, поговоришь с ней, и она успокаивается. Психологическая помощь — это тоже одна из составляющих нашей работы…

  …Ещё один жилой дом в центре города. Мы поднимаемся на второй этаж, где, по словам Ильи Манушина, располагается очередная «необычная» квартира. Стучим. И здесь никто не спешит открывать. Наконец, щёлкает замок — на лестницу выглядывает мужчина, который, как видно, нашему участковому не знаком.

  — Добрый день, — здоровается Манушин. — Как здоровье?

  — Да, вроде, не жалуемся… — мужчина явно растерян.

  — Мы можем войти?

  — Конечно, конечно… — он торопливо сторонится, и мы входим в квартиру.

  Из гостиной навстречу выглядывает заспанная женщина в старой пижаме. Мужчина тем временем торопливо убирает со столика грязные тарелки, полные объедков.

  — Здесь относительно чисто сегодня, — констатирует участковый, обводя взглядом гостиную. 

  В комнате на удивление пусто: старое, неопределённого цвета кресло, столик, где стоят тарелки с остатками вчерашнего «пиршества», диван и тумбочка с телевизором в углу.

  Хозяйке квартиры, женщине в старой пижаме, судя по всему, тяжело стоять на ногах. 

  — Вы лечитесь? — осведомляется у неё старший лейтенант.

  — Да, а как же, — хрипловато отвечает хозяйка.

  — Вы, главное, не пейте! — настоятельно советует участковый.

  Женщина молчит. Тем временем внимание участкового переключается на мужчину.

  — Вы кто будете? — спрашивает Манушин. — Документы у Вас есть?

  — Нет, извините... — мужчина виновато качает головой.

  — Тогда сообщите свои данные, — участковый раскрывает свою папку, — я пробью их по нашей базе…

  Мужчина начинает диктовать свою фамилию, имя и отчество, адрес, по которому прописан… Как оказалось, он строитель. Сейчас его бригада трудится на одном из городских объектов. С жильём плохо, и ему дали адресок, где совсем недорого можно снять комнату…

  Заполнен бланк, выполнены формальности, мы прощаемся и уходим.

  …Хозяйка этой квартиры состоит на учёте в полиции уже много лет. Когда-то она была вполне обычной женщиной, но после смерти мужа начала пить и, как говорится, совсем опустилась. Долгое время в её квартире был настоящий притон, где до самого утра гуляла компания алкашей со всей округи. В конце-концов от такого образа жизни у неё начались проблемы со здоровьем — стали отказывать ноги. А теперь, видно, одумавшись, она, на радость соседям, пьёт значительно меньше…
Наступает полдень. Вместе с участковым успеваем посетить ещё немало мест. Но обо всём ведь не расскажешь. Уж слишком насыщенным оказался всего один день участкового Ильи Манушина. Завтрашний у него будет таким же.

 

Дмитрий Инфан

Фото Анатолия Овчинникова

 

5222

Оставить сообщение: