В этом году более ста сорока октябрьским ребятам, учащимся выпускных классов, придётся определиться с вопросом, куда пойти учиться после школы? Ведь как бы ни была прекрасна школьная пора, но всему приходит конец, и перед повзрослевшими детьми неизбежно встаёт проблема жизненного выбора. Актуальность разговора на эту тему трудно переоценить.
Что сегодня востребовано на рынке труда?
Какой же выбор профессий может предложить ребятам нынешний рынок труда? Как оказалось, между специализациями, которые нередко выбирают выпускники школ, и профессиями, которые нужны работодателям, имеются существенные различия. По мнению 85 % будущих студентов, перспективные направления сегодня связаны с экономикой, менеджментом, информационными технологиями, юриспруденцией, работой переводчиков. И, как оказалось, здесь таится серьёзное заблуждение. Специальности, перечисленные выпускниками, действительно, наиболее доходны и престижны. Но это не самые перспективные профессии. Ведь работодателю сегодня, в первую очередь, требуются специалисты, способные трудиться в энергетической, газовой и нефтепромышленной сферах, в машиностроении. Иначе говоря, на первое место вновь выходят производственники. Инженеры, электронщики, программисты, химики-технологи — все они очень востребованы на рынке труда, и предприятия области жизненно заинтересованы в притоке свежих кадров.
Более того, сегодня всё больше выпускников и их родителей находят, что обучение в техникуме, колледже даёт широкие возможности для самореализации, так как предоставляет больше гарантий трудоустройства.
Николай Меркушкин уделяет системе высшего образования самое пристальное внимание
Как правило, учащиеся десятых–одиннадцатых классах общеобразовательных школ всё же нацелены на поступление в высшее учебное заведение. Вот только, что это будет за ВУЗ, — ребята зачастую представляют слабо. Хотя, надо сказать, что в этом плане перед выпускниками нашего региона открыты определённые возможности. Так, в этом году, рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело исследование среди ста высших учебных заведений России. Место того или иного учебного заведения в рейтинге определялось, исходя из оценки трёх составляющих: качества образования, востребованности работодателями, научно–исследовательской деятельности. Методика исследования была представлена широкой общественности и скорректирована с учетом мнений представителей ведущих ВУЗов РФ. Приятно отметить, что на высоком, 27–ом, месте в списке российских ВУЗов оказался Самарский государственный университет, а Самарский государственный аэрокосмический университет расположился чуть ниже — на 35–ом месте. Однако позиции остальных областных высших учебных заведений, согласно тому же исследованию, оказались далеко не такими радужными. В частности, Самарский государственный медицинский университет занял лишь 78–ое место, Самарский государственный технический университет — 84–ое, Тольяттинский государственный университет расположился на 95–ом месте. Здесь, как говорится, есть ещё над чем поработать. И в этой связи областное руководство наметило комплекс мер для того, чтобы высшие школы региона занимали ведущие позиции в России.
В рамках этих мероприятий в губернии начались работы по созданию нового университетского комплекса, который позволит Самарскому государственному университету претендовать на статус Федерального. Будут заново построены учебные и лабораторные корпуса, а также общежития для студентов. По сути, в ближайшем будущем должен появиться настоящий университетский кампус мирового уровня, который займёт территорию на стыке Самарского технопарка и Радиоцентра. Запланировано, что в него будут входить жилой микрорайон эконом–класса, комплекс спортивных сооружений, конгресс–холл на 5–6 тысяч человек. Таким образом, в областной столице со временем должен появиться современный инновационный район.
«Молодые люди будут понимать, что в губернии есть стройная система образования. И получить его на хорошем мировом уровне можно, не выезжая за пределы региона. Вернуть былую славу Самарской области мы сможем, только модернизировав образование», — отмечает губернатор Николай Меркушкин.
Об обучении в техникумах и колледжах
Губернатором неоднократно отмечалось, что в последнее время немало молодых жителей области регулярно покидали наш регион, поскольку не находили для себя жизненных перспектив. Какие же цели и задачи по мнению главы региона должна решать современная система образования?
«Сами ученики, их родители, — говорится в послании Губернатора, — должны видеть: обучение в техникуме, колледже даёт им возможность самореализации, гарантированное трудоустройство на современном предприятии. Оно обеспечено достойными условиями обучения и труда на высокотехнологичном оборудовании, с заработной платой 25–30 тысяч рублей. Задача правительства — совместно с предприятиями области заново отстроить эту цепочку, ведущую человека со школьной скамьи через систему профессионального образования в цеха предприятия… И в нашей стране есть примеры, когда крупная компания построила училище, выпускники которого получают гарантированную высокооплачиваемую работу на её предприятиях по всей стране. И конкурс туда выше, чем на юридический факультет».
Последнее обстоятельство, отмеченное в губернаторском послании, несомненно, является знаковым. Вот и согласно уже приводившемуся выше исследованию рейтингового агентства «… выпускники технических ВУЗов, техникумов и колледжей становятся более востребованы рынком труда, чем управленцы, экономисты и гуманитарии».
Переломить неблагоприятную тенденцию переизбытка специалистов-гуманитариев и призван комплекс мероприятий по профориентации молодёжи, мониторингу кадрового потенциала области, системной поддержке талантливой молодёжи, одарённых выпускников и т. д. Особо пристальное внимание сегодня уделяется помощи школьникам в выборе будущей профессии. И в этой связи нельзя не упомянуть Большой день профориентации, который не так давно прошел в Октябрьске, в котором приняло участие более ста старшеклассников. Организаторами мероприятия выступили МКУ «Управление по молодёжной политике Администрации г. о. Октябрьск» при поддержке ГБУ СО «Агентство по реализации молодёжной политики». В рамках познавательного действа ребята под руководством опытных психологов стали участниками тренинга профессионального самоопределения, прошли экспресс-профдиагностику, получили консультацию по вопросам трудового законодательства. Также в этот день им было предложено опробовать несколько методик, которые позволяют выпускнику школы осознать свои профессиональные желания и определить свои основные способности к тому или иному виду деятельности.
— Я после школы собирался поступать в институт, — делится впечатлениями Дмитрий Н., один из участников Дня профориентации, — потому что только высшее образование казалось для меня престижным. А сейчас вижу: престиж престижем, но возможность найти работу ВУЗ отнюдь не гарантирует. А ведь это сегодня главное. Так что тут есть над чем поразмыслить…
Закрывая тему…
Отрадно подчеркнуть, что в 2013 году 80% октябрьских выпускников, ставших абитуриентами областных вузов, средних специальных учебных заведений, смогли поступить на бюджетные места. Что ж, остаётся пожелать «ни пуха, ни пера» нашим ребятам, которые — выразим надежду — уже через несколько лет смогут стать педагогами, медиками, инженерами, строителями и энергетиками.
Дмитрий Инфан