В фонде Городского краеведческого музея бережно хранятся разнообразные старинные вещи, принадлежавшие нашим предкам. Один из таких музейных экспонатов - сундук.
В период раннего Средневековья сундук являлся основным и универсальным предметом мебели. Он мог исполнять роль стола, стула, кровати и, конечно, непосредственно хранилища одежды, предметов домашнего обихода, ценностей. Сундук - предшественник и прообраз шкафа.
Благодаря консервативной и практичной народной культуре до наших дней сохранились типы сундуков древних архаичных конструкций. Кто-то видел в музее, а кто-то, может, и сам помнит эти старинные сундуки, плетенные из лозы или деревянные, тяжелые, с резьбой, кованые по бокам тяжелыми угольниками, с бронзовыми фигурными ручками. Запах лавандовых веточек, корней бузины, нафталина еще не выветрился из них. Они пахнут стариной и добротностью. Изнутри крышку сундука оклеивали лубочными картинками, дагерротипами, позже уже фотографиями, украшали приклеенными морскими ракушками, вырезками из открыток. Откроешь и ахнешь, вот так сундук!
Сундуки были показателем зажиточности. Приданое девушке собиралось с детства. В перовом сундуке хранились подушки, перина, да не одна. В столовом сундуке помещались посуда, плошки и, главное, тульский самовар. Считалось, что без перин и самовара приданого нет. Холстевой сундук хранил в себе полотна, отрезы на сарафаны, шелковые ленты, шали и косынки. Разные сундуки были - у кого как, по достатку. За сундучным добром ухаживали: перебирали, проветривали, на солнце сушили, чтобы не залеживалось. Молитву от покражи и пожара вкладывали.
Наподобие этих сундуков выглядели их младшие братья – чемоданы. Все были твердые, под один ранжир, с коваными углами, почти в одной цветовой гамме. Не дай бог задеть кого таким чемоданом. С ними наши деды и прадеды уходили на фронт, а возвращались уже с чемоданами трофейными «Гросс Германия».
Где-то и сейчас по подвалам и чердакам еще можно найти сундук или чемодан, полный дедовых, прадедовых, никому не нужных забытых вещей. Наши предки брали их в руки, пользовались, любили их и убирали в сундуки то ли для памяти, то ли за ненужностью – пусть полежит. Но ведь не выбросили, а могли бы. Вещи, ушедшие в прошлое, но такие милые сердцу, хранятся теперь в сундуках истории.
Идет время, и то, что мы используем сегодня, тоже уйдет в сундуки. А, возможно, будет храниться для истории в Городском краеведческом музее.
М. В. Табакова,
главный хранитель музея