В этом году Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отмечает знаменательную дату - 15 лет со дня основания. Свой юбилей учреждение встречает в новых условиях: поступательного развития телекоммуникативных систем, электронных сервисов, повышения качества и доступности государственных услуг.
На территории нашего Октябрьска функционирует отдел этого Управления, который с 2002 года возглавляет Елена Тургенева. Сегодня она гость нашей редакции. Тема разговора - развитие качества и доступности госуслуг.
- Елена Александровна, начнём, пожалуй, с традиционного вопроса. Для чего вообще нужна Ваша служба? В чём её актуальность?
- В последние два десятилетия в стране, как Вы знаете, активно формировался рынок частной собственности, и, как составная его часть, рынок недвижимости. И в этих условиях создание системы госрегистрации прав было продиктовано необходимостью защиты со стороны государства интересов собственников недвижимого имущества. Поэтому главным предназначением территориального органа государственной регистрационной службы остается гарантированная защита интересов граждан и их прав на объекты недвижимого имущества и создание единого государственного реестра недвижимости на территории Российской Федерации.
- Известно, что в настоящее время Росреестром ведется два информационных ресурса – Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Я слышал, что они со временем будут объединены в один информационный ресурс. Это так?
- Да, действительно. В конце июня Правительством была утверждена концепция новой федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости». Основная цель её - создать единый реестр недвижимости. Эта программа рассчитана на 6 лет - до 2019 года, и за это время планируется объединить два базовых ресурса: государственный кадастр недвижимости (ГКН) и единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в единый государственный реестр объектов недвижимости.
А к 2015 году должен быть принят федеральный закон, предусматривающий объединение регистрации прав и кадастровый учет в единую процедуру. В рамках этой работы будет проводиться оцифровка бумажных архивов. Это необходимо, чтобы мы могли не только хранить гигантские объемы бумажных документов, но и использовать имеющиеся в них данные в электронном виде, оперативно получать необходимую информацию из архивов, в том числе в тех случаях, когда услуга по регистрации прав будет оказываться экстерриториально. Одновременно с переносом данных из бумажных архивов в электронную форму, будет создана техническая возможность предоставления услуги по регистрации прав в электронном виде. К 2018 году Росреестр планирует, что 70% всех оказываемых услуг должны стать электронными.
- Деятельность Росреестра, который все по-старинке продолжают называть регистрационной палатой, всегда находится, что называется, «на виду», и посещение его отделов, мягко говоря, не всегда вызывает у граждан-клиентов положительные эмоции. Как Вы сами оцениваете сегодня те перемены, которые происходят в сфере предоставления ведомством госуслуг населению и бизнесу? Или их нет?
- Перемены есть. За последнее время на федеральном уровне принят закон о сокращении сроков предоставления государственных услуг по регистрации прав и кадастровому учету с 30 до 20 дней. Управление Росреестра по Самарской области пошло еще дальше, и срок регистрации у нас составляет теперь всего 7 рабочих дней. Запустили мы и интернет-портал Росреестра, на котором представлены полезные электронные сервисы, предоставили возможность гражданам и бизнесу получать 3 из 4 основных услуг Росреестра в электронном виде. Только за этот год доля их увеличилась с 5% до 38% по отдельным направлениям. Открыли федеральный ведомственный колл-центр Росреестра, который за прошлый год обработал почти полтора миллиона звонков.
Наши услуги, безусловно, стали доступнее. Полномочиями предоставления четырех наиболее массовых услуг Росреестра - постановки на кадастровый учет, регистрации прав на недвижимое имущество, предоставления сведений из кадастра недвижимости и реестра прав - теперь наделены МФЦ (многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг) и филиалы кадастровой палаты.
А количество документов, которые должны представить заявители для получения услуг, стало меньше. Организовано также межведомственное информационное взаимодействие, гражданам больше не нужно обращаться в другие органы власти для сбора сведений. Если им нужно получить нашу услугу, все необходимые документы Росреестр запрашивает самостоятельно.
- А качество услуг растёт или…
- У Росреестра есть четкая система показателей качества - внутриведомственный рейтинг. Это систематическая процедура сбора и расчета 100 различных показателей, среди которых количество всех оказанных услуг, динамика электронных услуг, соблюдение стандартов и сроков, наличие жалоб и судебных исков, производительность сотрудников, организация работы с МФЦ и другие показатели. По итогам 2012 года Управление Росреестра по Самарской области, куда, напомню, относится и наш Октябрьский отдел, вошло в тройку лидеров согласно данному рейтингу.
- В настоящее время большое внимание уделяется доступности госуслуг в электронном виде. Как обстоят дела с электронными сервисами в вашем ведомстве?
- За прошедшие годы была разработана автоматизированная информационная система «Государственный кадастр недвижимости» (АИС ГКН), она поэтапно введена в эксплуатацию в регионах и сейчас охватывает всю территорию Российской Федерации. АИС ГКН является пространственной учетной основой для всех государственных услуг Росреестра. Создана техническая инфраструктура - программно-технологические комплексы, серверы и т. д. Обеспечена техническая возможность передачи информации в налоговую службу России.
Если бы не был создан Государственный кадастр недвижимости, то откуда взяться росту предоставления электронных государственных услуг? Проблема разрозненного учета земельных участков и объектов федерального строительства сейчас решена - в настоящее время учет ведется единой системой кадастрового учета Росреестра. В нем содержатся сведения о структуре земельного фонда России по категории земель, по формам и видам собственности. Это самый большой в мире единый кадастр недвижимости, включающий сведения о более чем 140 миллионах земельных участков, зданий, сооружений и частей помещений. Благодаря этому к 2012 году все кадастровые палаты перешли на централизованное ведение кадастрового учета с применением единой автоматизированной информационной системы.
- А какие из процедур по недвижимости уже сегодня можно получить на дому?
- В электронном виде мы оказываем такие госуслуги, как постановка объектов недвижимости на кадастровый учет, предоставление сведений, содержащихся в госкадастре недвижимости, предоставление сведений, содержащихся в Едином госреестре прав на недвижимое имущество.
- А оформить само право собственности на дом или квартиру по Интернету можно?
- И к оказанию такой услуги мы и практически, и технически готовы. Все сервисы разработаны, их можно ввести в эксплуатацию в любой момент. Но для законности такой процедуры по Интернету необходимо принять соответствующие изменения в законодательстве, которые бы регламентировали государственную регистрацию прав в электронном виде.
- Как часто за Вашими услугами обращаются по Интернету? И как облегчить жизнь тем, у кого Интернета нет или кто не умеет им пользоваться? С электронной грамотностью, сами знаете, у нас по-прежнему не ахти… Могут ли ваши специалисты помочь клиентам дистанционно, без обязательного простаивания у приёмного окошка?
- Больше всего граждане обращаются за сведениями из госкадастра недвижимости - свыше 33 процентов получают их в электронном виде. Вот цифры за первые пять месяцев года. Уже более 12 процентов посетителей попросили по Интернету сведения из Единого госреестра прав на недвижимое имущество. А почти 14 процентов оформили постановку на кадастровый учет в электронном виде. Для сравнения в прошлом году только 5 процентов госуслуг Росреестра предоставлялись по Интернету.
Для удобства граждан уже создан ведомственный центр телефонного обслуживания Росреестра. Не все знают, что он приступил к приему звонков от заявителей. Между тем, многие вопросы можно решить, просто позвонив на единый многоканальный справочный номер по всей территории России. Операторы центра дадут необходимую информацию о работе офисов и приемных, порядке сдачи и получения документов и справок, расскажут о возможностях получения электронных услуг на сайте. За полгода наши операторы ответили более чем на 800 тысяч звонков граждан.
- И последний вопрос. Легко ли неподготовленному пользователю ориентироваться на вашем сайте?
- Чтобы облегчить поиск, уже действуют вспомогательные онлайн-сервисы на сайте Росреестра. Таким образом можно получить общедоступную информацию по объектам недвижимости в режиме онлайн из наших учетных систем. Есть справочная информация об офисах и приемных Росреестра. Чтобы люди не толкались в очереди, организована предварительная запись граждан на прием в тот или иной территориальный отдел. По Интернету гражданин имеет возможность отследить движение поданных запросов и заявлений.
- Спасибо, Елена Александровна, за интервью. И успехов Вашему отделу в работе на благо наших горожан.
- Будем стараться!
Интервью вёл Олег Черницын