Четвертый год существует единственная пока в Октябрьске Управляющая компания «Первомайский», осуществляющая деятельность по управлению многоквартирными домами нашего городского округа. Срок этот, конечно, небольшой, но уже позволяющий подвести некоторые итоги деятельности. В минувшую пятницу корреспондент «ОВ» встретился с руководителем УК «Первомайский» Андреем Калугиным и попросил ответить на вопросы, интересующие горожан.
- Андрей Владимирович, в нашу редакцию, в городскую администрацию поступает немало обращений горожан, связанных с работой Вашей организации. Много ли к вам поступает заявлений, и как вы на них реагируете?
- Целями любых управляющих компаний являются обеспечение надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов, оказание услуг в сфере ЖКХ. На сегодняшний день в нашем управлении находятся 317 многоквартирных домов, расположенных во всех районах Октябрьска. И главной нашей задачей является, по возможности, оперативное реагирование на обращения граждан, в них проживающих. Каждую неделю к нам поступает порядка тысячи заявлений от горожан, связанных с вопросами содержания и обслуживания домов. Цифра эта солидная, свидетельствующая о том, какой большой объем работ нам приходится выполнять. Порядка 60 % заявок, связанных с обращениями к нам граждан, мы стараемся решать оперативно. Остальные включаются в перспективный план и выполняются в течение определенного времени, в зависимости от степени сложности работ и наших производственных возможностей.
Своевременное рассмотрение обращений жителей позволяет наиболее грамотно планировать те или иные виды ремонтных работ и осуществлять необходимое техническое обслуживание домов. А это, поверьте, совсем непросто. Ведь практически весь жилой фонд Октябрьска очень старый. Большинство муниципальных домов построено в 50-70 годы прошлого века. В среднем по городу их фактический износ превышает 60%. И хотя проблем, связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием жилого фонда, у нас с каждым годом становится все больше и больше, мы стараемся их решать.
- Сегодня, пожалуй, самый больной вопрос, волнующий горожан, связан со стоимостью услуг, оказываемых вашей компанией. Откуда берутся эти далеко немаленькие цифры в наших платежных квитанциях?
- Скажу сразу, наша компания не занимается формированием и регулированием тарифов. В настоящее время начисление платы за жилье, коммунальные услуги производятся в соответствии с Постановлениями Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, № 344 от 16.04.2013 года, а также на основании приказов Министерства ЖКХ и энергетики Самарской области, постановлений Администрации г.о. Октябрьск. Как вы знаете, их повышение теперь происходит один раз в год с 1 июля. В текущем году повышение оплаты жилья и коммунальных услуг составило от 8,8% до 15,0%, электроэнергии- 13,8%, природного газа – 15,0%. Хочу особо подчеркнуть, что в 2013 году в нашем городском округе это повышение не превысило установленного федерального стандарта. Вся информация об изменении тарифов нами всегда заранее доводится до населения через вашу газету и печатается на обратной стороне квитанции на оплату услуг ЖКХ. Там же указываются номера телефонов, по которым наши специалисты готовы ответить на любые вопросы, связанные с тарифами.
- Не за горами зима, чуть больше месяца остается до начала отопительного сезона. Подготовку к нему вы уже завершаете?
- Общая стоимость материалов (труб, сантехнических изделий, запорной арматуры и т.д.), а также сторонних услуг, приобретенных и оплаченных в этом году за счет собираемых средств для ремонта внутридомовых коммуникаций и их подготовки к отопительному сезону, составила около одного миллиона рублей. Это те деньги, которые вернулись владельцам квартир, но только в виде отремонтированных объектов. Здесь и ревизия запорной арматуры, выявление и замена аварийных участков трубопроводов, отремонтированная во многих домах подвальная разводка по теплоснабжению и многое другое. Кстати, сюда также входит и подготовка соответствующей документации - паспортов готовности домов, без которых по действующему законодательству подключать отопление в дома мыне имеем права. Кроме того, создан аварийный запас материалов и соответствующего оборудования на случай возникновения аварий. Все необходимые работы по подготовке жилого фонда к зиме мы должны завершить до 15 сентября. Для этого мы приложим все свои силы. Я уверен, что этот отопительный сезон мы проведем без сбоев.
- Поговорим теперь о приборах учета. Насколько мне известно, существует соответствующее постановление Правительства о том, что все собственники жилых помещений обязательно должны иметь приборы учета. Правда, сроки, отведенные на их установку, несколько раз менялись. Какая информация по этому поводу у Вас в настоящее время имеется?
- Решение, ставить или нет индивидуальные приборы учета (счетчики холодного, горячего водоснабжения, газоснабжения, электроэнергии), должны принимать сами собственники жилых помещений. Заставить их это делать никто не вправе. Но стимул к этому вскоре появится. Принят закон, на основании которого с первого января 2014 года будут применяться повышающие коэффициенты при оплате соответствующих видов коммунальных услуг, если не будут установлены индивидуальные приборы учета. Причем они будут повышаться каждое полугодие. Я считаю, что это правильно. Мы, как управляющая компания, заинтересованы в том, чтобы каждый кубометр воды, киловатт-час электроэнергии оплачивался теми, кто их израсходовал. Тогда многие вопросы, часто возникающие сейчас, отпадут сами собой. Вот смотрите. Если в квартире, которая платит по нормативам, к примеру, прописан один жилец, а проживает пятеро, ясно и понятно, почему возникает перерасход воды. Или вот такой пример. Пожалуй, в любом доме есть жители, которые занимаются поливом огородов и клумб, расположенных под их окнами. Эти израсходованные кубометры тоже нужно оплачивать, но этого не происходит. Вот отсюда и возникают наши убытки.
- И еще один, на мой взгляд, немаловажный вопрос. В июне 2011 года в Жилищный кодекс РФ были внесены изменения, согласно которым введено новое понятие «совет многоквартирного дома». Для чего он нужен?
- Совет многоквартирного дома – это совершенно новый институт в жилищно-коммунальном хозяйстве нашей страны. Он создается для более тесного сотрудничества с управляющей компанией. Принимая эти изменения в Жилищный кодекс, государство преследовало одну единственную цель – вовлечь жителей многоэтажек в процесс управления своим домом.
Ни для кого не секрет, что в большинстве случаев граждане весьма пассивно относятся к решению своих жилищно-коммунальных вопросов. Помимо прав у собственника квартиры есть и обязанности, закрепленные в ЖК РФ. К ним относится, в частности, бремя расходов на содержание жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме. Каждый, кто живет в многоквартирном доме, должен понимать, что только общими усилиями всех жильцов можно что-то изменить именно в их доме. Ведь именно собственники лучше осведомлены о проблемных участках своего многоквартирного дома.
Совет многоквартирного дома должен стать связующим звеном между собственниками и управляющей компанией. Но для его эффективной работы необходимо выбрать председателя. Он- то, в основном, и будет представлять и отстаивать интересы всех жильцов. Этот человек должен быть грамотным, ответственным, пользоваться авторитетом среди проживающих в доме людей.
- Какова процедура создания таких советов?
- Для этого необходимо организовать общее собрание собственников, на котором и будет принято решение о создании совета, а также утвержден его состав. В нем должно быть не менее трех жильцов дома. На общем собрании избирается и председатель совета.
Опыт создания советов многоквартирных домов у нас уже имеется. В Октябрьске в 17 домах они организованы. И, несмотря на непродолжительное время своего существования, они доказали свою эффективность. Вопросы, связанные с ремонтом и эксплуатацией этих домов, теперь решаются оперативнее и качественнее. Особо хочу отметить хорошую работу председателей советов М. Синицына (Парковая, 2), Л. Юриновой (Гоголя, 28), И. Бабича (Гоголя, 21).
Для более тесного и взаимовыгодного сотрудничества наша компания поощряет деятельность председателей путем заключения с ними соглашения о предоставлении вознаграждения за счет средств нашей компании в виде снижения на 25% начисления платы за содержание и ремонт помещений, в которых они проживают. Работа в этом направлении нами будет продолжена. Ведь от постоянного диалога между собственниками и управляющей компанией выигрывают обе стороны.
Интервью вел Анатолий Овчинников