Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 91.67 102.04

Шедевры руки нашего земляка

  Одной из достопримечательностей города Сызрань является Сызранская иконописная школа, основанная на культуре старообрядческого письма. Эта школа известна и славится по всему миру. Иконы, кисти мастеров этой школы, сейчас стоят баснословные деньги и украшают лучшие мировые коллекции искусств. Но, к сожалению мало кто знает, что главный и самый яркий представитель этой школы - Александр Архипович Бочкарев - является уроженцем села Батраки (г.Октябрьск).

  Как отмечает исследователь Сызранский иконописной школы -Елена Мочалова:

  «Нашу икону часто называют «бочкаревской» по имени последнего представителя Сызранский школы- Александра Архипович Бочкарева. Он родился 15 января 1866 года в Батраках (близ Сызрани), в старообрядческой семье. С его прадеда - Дмитрия Филипповича Бочкарева (1792 г. рож.) начинается мужская линия Бочкаревых -иконописцев».

  Появление старообрядческая иконописи в наших краях связано прежде всего с Высочайшим манифестом императрицы Екатерины II, призывавшим вернуться в Россию из-за границы всех русских «беглецов» ( уехавших из Российской империи после реформы Никона, создавшей некий церковный раскол) и обещавшим им различные материальные блага и восстановление их в правах гражданственности. Последующими императорскими указами 1764 и 1769 годов были определены места для поселения вернувшимся в страну старообрядцам, в том числе по реке Иргиз и вдоль Малой Сиротской дороги с Волги на Урал, проходившей как раз по территории села Батраков, Сызранского уезда Симбирской губернии.

  Во многих исторических документах Батраки указывается как главный пункт распространения «раскола» в губернии.В разные годы в Батраках возникали тайные моленные в домах верующих, но, как правило, вскоре они разоблачались. Их устроителей подвергали судебным разбирательствам, моленные закрывались, а имущество передавалось в ведомство духовной консистории.

  Семья Александра Архиповича Бочкарева, по всей видимости из-за определенных трудностей в родном селе, была вынуждена переехать в Сызрань. Там они открыли первый официальный храм старообрядцев – поморцев, моленная, которую именовали «бочкаревской». Она располагалась на ул. Канатной (ныне ул. Чапаева). Это было высокое (примерно в два этажа) срубовое строение с притвором, стоящее вдоль улицы, с шатровой крышей, увенчанной небольшим куполом с восьмиконечным крестом. Во двор – на северную сторону – выходило четыре окна. В моленную было два входа: мужской и женский, внутри же разделенное перегородкой на двое по самые клироса. Последние описания говорят о том, что моленная была устроена по феодосеевским принципам. У входа с мужской стороны находился свещной ящик. Помещение отапливалось двумя печами – голландками, стоявшими по разным сторонам.

  Именно здесь создавались знаменитые Бочкаревские иконы. Рассмотрим характерные особенности уникального письма нашего земляка:

  - Доска икон ковчежная, тщательно обработана, в большинстве случаев выполнена из кипариса;

  - Тыльная сторона доски зачастую залевкашена и покрашена;

  - Шпонки, поставленные с тыльной стороны доски - профилированы в форме «ласточкиного хвоста»;

  - Поверхность красочного слоя покрыта толстым слоем бесцветного блестящего лака;

  - Лузга широкая, пологая;

  В большинстве работ имеется орнаментальная роспись по лузге. Иными словами, такую технику называют плавью по золоту или серебру. Этот орнамент представляет собой чередующиеся изображения стилизованного цветка ромашки, лепестка и трилистника. Здесь и в других случаях орнамент в деталях соответствует распространенному тисненному орнаменту с обложек старопечатных книг. На некоторых иконах орнамент по лузге заменен на золотую кайму;

  - Двойная опушка по полям;

  - Лики святых строги и одухотворенны;

  - Лик Богородицы, при кажущейся простоте извода – исполнен теплоты и нежности;

  - Изящный рисунок;

  - Удлиненность и пластичность фигур, создающие ощущение застывшего движения;

  - Тончайшая, каллиграфическая разработка одежд;

  - Филигранная техника миниатюры;

  - Четкость и лаконичность композиции;

  - В одних иконах наблюдаются плотные и сдержанные цвета, общий темный колорит, в других – напротив, изысканная «полихромия»;

  - На полях подавляющего большинства икон – клейма с избранными патрональными святыми и весьма часто всречающегося образа Ангела - Хранителя, свидетельствующие о преобладающем заказном характере иконописания в Сызрани.

  Александр Архипович Бочкарев принимал участие в Нижегородской выставке 1896 года, о чем говорится в «Подробном указателе по отделам Всероссийской промышленной и кустарной выставки 1896 года в Н. Новгороде. Отдел Х. Художественно – промышленный» (М.1896 г., с. 13, № 92). О награждениях А. А. Бочкарева за участие в выставке в книге не отмечено, но якобы есть сведения, что там он был удостоен похвальной грамоты.

  Позже его мастерство было признано и в Сызрани. Об этом свидетельствует «Похвальный лист», хранящийся в местном Краеведческом музее, со следующим текстом: «Распорядительный Комитетъ Сызранской сельско хозяйственной и кустарной выставки присудилъ Александру Архиповичу Бочкареву за предоставленные имъ две иконы писанныя масляными красками, сей похвальный листъ. 9 сентября 1902 года. Председатель Комитета, подпись. Уполномоченный, подпись. Члены, подпись».

  В книжнице Самарской Поморской общины имеется рукописная книга «Сказание от священных правил, и от учителей церковных, яко не подобает к еретиком приобщения имети…». В этой книге имеются записи, по всей видимости, кому полагалось ее разослать. Здесь встречаются адреса и имена (в дательном падеже) широко известных начетчиков Поморской церкви конца ХIХ – начала ХХ веков: Ивана Ивановича Зыкова, Ивана Михайловича Цветкова и Андрея Александровича Надеждина. Среди прочих имеется и запись (с небольшими утратами) следующего содержания: «в городъ Сызрань (симбирск. губер… за крымзу, в солдатскую улиц… иконописцу Александру Архиповичу Бочкареву.».

  Данная запись свидетельствует если не о личном знакомстве Александра Архиповича с указанными лицами, то его уважении и духовном авторитете в поморском обществе по всей России.

  В начале 20 века, в немилость попали не только старообрядцы, но и все остальные верующие. В 1931 году А. А. Бочкарев был сослан в Архангельскую губернию, село Холмогоры на вольное поселение, где жил у одной старушки и ухаживал за скотиной.В это же время закрыли и расположенную рядом моленную, иконы погрузили на машину и увезли. При погрузке кто-то сказал, что в конюшню полы застилать, может быть, в качестве кощунственной насмешки, а может быть. и правда: ведь зачастую случалось и такое. Позже в этом помещении были швейные мастерские, и девки за работой порой горланили неприличные песни. Также в разное время здесь была начальная школа и ремонтные мастерские. Оскверненное помещение сгорело в 80 – х годах и вскоре было разобрано.

  По возвращении из ссылки Александр Архипович был под постоянным наблюдением властей. Иконы писать не разрешали, да и заказчиков не было. Семью нужно было чем-то кормить, и чтобы хоть как-то зарабатывать на хлеб, ему пришлось устроится на работу в Художественные мастерские на ул. Советской, где он проработал шесть месяцев, до самой смерти. Писал плакаты и лозунги, на красных флагах рисовал серп и молот. В этом биография А. А. Бочкарева схожа с биографиями многих мастеров – иконописцев, чья жизнедеятельность пришлась на первые годы Советской власти.

 

Виктория Русина

3704

Оставить сообщение: