Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 91.67 102.04

Бессмертные подвиги наших земляков

  В канун всенародного юбилея мы вспоминаем октябрьцев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной. И пусть не всем из них выпала высокая честь стать Героями Советского Союза, но памяти достоин каждый, ибо без совместных усилий не было бы нашей Великой Победы.

  Сегодняшнюю историческую подборку мы хотим посвятить жителям нашего города – Марии Андреевне Булкиной, Петру Ивановичу Леонову и Ивану Егоровичу Гаврилову – трём, казалось бы, совершенно разным людям, зато объединённых общей военной судьбой. Сразу скажем, что М.А. Булкина здравствует и поныне - ей сейчас 94 года. И пусть она как можно дольше остаётся с нами! А вот П.И. Леонов и И.Е. Гаврилов, к большому сожалению, уже давно ушли из жизни. Материалы о них редакции предоставили их родственники – Евгений Тихонов, Алексей Яшагин и Людмила Гальчина, с любезного согласия которых мы их публикуем. Итак, начнем по порядку…

  Фронтовые дороги Марии Булкиной

  От Малой Вишеры до Праги прошла фронтовыми дорогами младший лейтенант медицинской службы Мария Андреевна Булкина. И хоть ей сейчас уже почти 95, но до сих пор в этой хрупкой женщине нельзя не разглядеть немалую силу воли. Удивляют её спокойная рассудительность и память, когда она начинает свой рассказ о событиях так, словно бы они произошли с ней не семьдесят лет назад, а случились вчера.

  …Уже почти год шла война. Досрочно окончив фельдшерско-акушерскую школу в Куйбышеве, двадцатилетняя Маша вместе с другими выпускниками ехала на фронт. Вагон был набит людьми до отказа, на двухъярусных нарах царила страшная теснота. Возле станции Бологое их санитарный эшелон угодил под бомбёжку.

  «Наш поезд встал. В вагоне – раненые, все наперебой кричат: «Беги, сестричка, спасайся!» - вспоминает Мария Андреевна. – А как я их брошу? Ведь они лежачие, сами выбраться из вагона не смогут. Так я и осталась тогда с ними. По счастью, ни одна бомба в состав не попала, но страху я натерпелась ужасного. И подопечные мои тоже...»            

  Саму Малую Вишеру, где располагался госпиталь, тоже бомбили чуть ли не каждый день. Как-то раз, окончив дежурство, Маша с подругой решили прогуляться и пошли к реке. В этот момент на станцию в очередной раз налетели фашистские самолёты. Налёт девушки переждали, спрятавшись под крутым речным обрывом.            

  «Это нас тогда и спасло, - продолжает рассказчица. – Когда немцы стали бомбить, все, кто был в госпитале, по тревоге бросились в убежище. А в него-то как раз и угодила бомба. Погибли почти все. В живых остались только те, кто дежурил возле больных. Как же они удивились и обрадовались, увидев нас с подругой живыми и невредимыми!»

  ...Раненые с Волховского фронта прибывали ежедневно, и их было столько, что оперировать приходилось на шести столах. Врачи валились с ног от усталости. «Алексей Романович Ратюк, наш главный хирург, был очень опытный и пожилой, - продолжает Мария Андреевна. – У нас его очень уважали. Но самым любимым врачом считался Виктор Владимирович Селиванов - такой чудесный, обаятельный человек. Но при том очень строгий - всегда со всеми держался подчёркнуто официально. И даже с фельдшером Валей, в которую он был влюблён. На ней и женился потом, когда война закончилась».            

  …Однако до победного дня еще было далеко. Осенью 1944-го советские войска освободили Прибалтику, и госпиталь перебрался в город Митаву, что под Ригой. Оттуда уже зимой его перебросили на юг - сперва в Румынию, а потом в соседнюю Венгрию, в столице которой - городе Будапеште - он и обосновался. Наши войска занимали Пешт – восточную половину населенного пункта, лежащую на левом берегу Дуная. Вторую половину - Буду - еще не отбили у немцев, и она, вся в дыму, продолжала грохотать и полыхать. И, как всегда бывает в разгар сражения, раненые шли потоком.            

  «Помню, как множество бойцов (не одна сотня, а может, и тысяча) столпились на поляне в ожидании помощи, - здесь глаза Марии Андреевны, потемнев, становятся грустными. - А нас всех вместе с врачами - человек 15-16, не больше. Встанешь около своего хирурга, как обычно, с приподнятыми вверх руками и ... спишь. «Пин­цет!» - скажет. «Даю!» - отвечаешь громко, без промедления. Тогда он спо­коен и повторять не будет. Вот так мы работали - сутками не спали».

  В апреле 1945-го советские войска подступили к Вене. Столица Австрии больше всего запомнилась Маше... своим кладбищем. Своеобразным треугольником там лежали могилы знаменитых композиторов: Моцарта, Брамса, Бетховена и Штрауса. Больше всего цветов наши воины возлагали к памят­нику создателя вальсов: его любили многие.

  Чуть позже поступил приказ перебазироваться в Чехословакию. В пути молодой начальник госпиталя - Корнелий Фельд - почему-то решил, что знает лучше, чем регулиров­щик, куда нужно ехать. И автоколонна напоролась на немцев. Раздались автоматные очереди: в том скоротечном бою ранили глав­ного хирурга, замполита и самого начальника госпиталя. Ему пуля попала в гла­за. Все бросились из машин в кюветы и короткими перебежками устремились в ближайший лесок. Но приключения на этом не закончились – от немцев-то ушли, но и своих потеряли. В довершении нашей героине угораздило заблудиться, и вдвоём с подружкой Аней Долиной они основательно проплутали по лесу, пока не вышли к шоссе. А там, к счастью, им повстречались советские солдаты.

  «Нас тут же расформировали по разным госпиталям, - вспоминает рассказчица. - Никогда не забуду, как на рассвете, уже под самой Прагой, со всех сторон раздались стрельба, крики. Я выскочила из машины, не понимая, что происходит. Опять немцы напали? Но оказалось, что это победный салют. Одни стоят вдоль обочины и палят из всех видов оружия, а другие обнимаются, смеются, плачут... Вот что значит долгожданная победа! Радость была неимоверная!»

  ...Госпитальные будни у фельдшера Маши между тем шли своим чередом: уход за ранеными, процедуры, ночные дежурства... А ещё каждого пациента надо было успокоить, посидеть, поговорить с ним, написать домой его родным «осторожное» или, наоборот, «бодрое» письмо...

  Именно там, в госпитале, ей доведётся встретить свою судьбу - выздоравливающего подполковника-танкиста Андрея Булкина, за которого потом она и вышла замуж. Вдвоём они возвратились в Октябрьск, где прожили долгую и счастливую жизнь.

  Боевые награды Петра Леонова

  Ему было 37 лет, когда 23 февраля 1942 года он был призван защищать нашу Родину. Свою первую медаль - «За боевые заслуги» - Пётр Иванович Леонов получил в августе того же года. В то напряжённое время на фронте решалась судьба нашей страны. И храбрый красноармеец, будучи наводчиком минометной батареи, только за пять дней боев уничтожил не менее ста фашистских солдат и офицеров и одну батарею противника.           

  А очередную награду - медаль «За отвагу» - ему вручили в октябре 1943-го. Уже в звании сержанта он вместе с расчётом своего орудия участвовал в кровопролитном бою за Страхолесье, что в Кировской области. Действуя умело и чётко, наши бойцы тогда уничтожили до 20 немецких солдат и тем самым помогли стрелковым подразделениям захватить вышеназванное село, превращённое немцами в укреплённый пункт. А в апреле сорок четвёртого грудь героя украсила ещё одна заслуженная регалия – во время боя за Черкассы, что на Украине, Петр Иванович огнем из своего миномета уничтожил ещё 14 немецких захватчиков и подавил огонь двух пулеметных точек противника.            

  В феврале 1945-го полк 143-й стрелковой дивизии, где он служил, приступил к форсированию Вислы. Вот цитата из наградного листа: «При прорыве обороны противника 15.01.1945 г. в районе фольварка Шибалин Варшавского воеводства в боях за деревню Стара Божья Воля под умелым командованием старшины Леонова были уничтожены две пулеметные точки и два миномета противника, рассеяно до двух стрелковых отделений, мешавших продвижению наших войск». За этот подвиг командование представило героя к ордену Красной Звезды.          

  Незадолго до капитуляции Германии Пётр Иванович получил также орден Отечественной войны II степени. А это строки из очередного наградного листа: «Старшина Леонов показал себя мужественным и умелым командиром, способным организовать подчиненных на смелые и решительные действия в сложной боевой обстановке. Только в боях при прорыве обороны немцев на западном берегу реки Одер его расчет метким огнем подавил 4 пулеметных точки и уничтожил 18 гитлеровцев.

  17 апреля при отражении контратак противника на западном берегу канала южнее города Врицен гитлеровцы вплотную подошли к огневым позициям батареи. Минометный огонь стало вести невозможно. Вместе с расчетом огнем из личного оружия старшина Леонов прижал отделение автоматчиков противника и стремительным броском достиг его расположения. Дерзость бойцов ошеломила немцев. Несмотря на численное превосходство, немцы не выдержали дружного удара, шесть солдат противника были уничтожены, остальные обращены в бегство. Старшиной был убит унтер-офицер и захвачен ручной пулемет противника».            

  Вскоре закончилась война, и после демобилизации Пётр Иванович возвратился в родной город на Волге. К сожалению, прожил он недолго – сказались раны, полученные на фронте. Однако память о своём героическом прадеде мы - его потомки - продолжаем передавать из поколения в поколение.            

  И это справедливо. Изгнание немецких оккупантов с родной земли, освобождение Европы, взятие Берлина – всё это наше прошлое, которым нельзя не гордиться. А ещё нам, живым, нельзя забывать ужасы той войны, чтобы она не повторилась снова.

  Мужество и героизм Ивана Гаврилова

  В сорок третьем восемнадцатилетнего паренька Ивана Гаврилова призвали в армию. Своё первое боевое крещение красноармеец получил на Карельском фронте в ожесточённых сражениях на реке Свирь. С июня по август 1944-го он принял участие в Свирско-Петрозаводской наступательной операции, где ему, будучи десантником, довелось высаживаться в тылу врага. 

  После успешного освобождения советской Карелии часть, где служил И.Е. Гаврилов, перебросили на юг в состав 2-го Украинского фронта. Здесь в конце августа боец стал участником знаменитой Ясско-Кишинёвской операции, когда были уничтожены 22 немецкие и румынские дивизии. Не прекращая стремительного наступления, наши войска заняли Бухарест и вышли к границам Венгрии. В одном из боёв Иван был ранен и отправлен на лечение в тыловой госпиталь.            

  Рана, к счастью, была неопасной, и выздоровление оказалось быстрым. Но ещё скорее развивалось наше наступление. Свой 304-й гвардейский стрелковый полк воин догнал уже под Дебреценом, где в октябре 1944-го советские войска нанесли тяжёлое поражение немецкой группе армий «Юг», выйдя на подступы к столице Венгрии. В боях за город Будапешт за проявленное мужество и героизм И.Е. Гаврилов он был награждён орденом Красной звезды.            

  Затем в апреле была Вена, после освобождения которой уже в победном мае сорок пятого солдат завершил войну в Чехословакии.

  После демобилизации он поселился в Октябрьске, где обзавелся семьёй, детьми и внуками. Ушёл из жизни мужественный человек в 1994-м в возрасте 68 лет, оставив о себе самую светлую память. Мы всегда будем гордиться вами, уважаемый наш Иван Егорович!

3804

Оставить сообщение: