
«Мы сохранили наши семейные ценности, передав эстафету нашим внукам и правнукам».
Продолжаем рассказывать о жизни семьи Маргариты Николаевны Хохловой – История семьи Карпычевых.
- «Хочу рассказать о моей маме, Валентине Александровне Карпычевой. Родилась она 10 апреля 1909 г. в простой рабочей многодетной семье, где было 19 детей (12 умерли в разное время от болезней, только семеро остались в живых).
Мама была самой младшей, девятнадцатым ребёнком, родители её были уже в возрасте, у них начались проблемы со здоровьем, и потому не могли «поставить на ноги» свою младшенькую дочку, поэтому приняли решение отдать девочку на воспитание. И в возрасте двух лет моя мама была взята на воспитание своей старшей сестрой Марией Петровной Тургеневой, своих детей у нее не было. Мария Петровна и её муж Александр Иванович Тургенев записали Валю на свою фамилию и дали ей отчество Александровна.
Девочка подросла, пошла в школу, в девять лет её приняли в пионерский отряд, несмотря на то, что до 18 лет она пела на клиросах в сызранской церкви.
Этот пионерский отряд в Батраках организовал Борис Павлович Бещев - будущий министр путей сообщения СССР. Мама часто вспоминала, что Александр Иванович, а именно так она называла своего приёмного отца однажды, придя домой, сказал, что видел детей в красных галстуках – это были первые пионеры - и с ними молодой паренёк – вожатый Боря. Отчим предложил Валентине сходить в отряд и познакомиться с пионерами. При первом же посещении отряда Валю приняли, она оказалась пятнадцатой пионеркой в отряде. До самых последних дней жизни мама с теплом вспоминала свои пионерские годы и своего неугомонного вожатого Борю, и то, как весело было у них, как они собирались у костра, разучивали новые стихи и вместе пели песни. Самой любимой была «Наш паровоз».
Мальчишки любили играть в футбол, а научил их игре брат Бориса – Сергей, впоследствии ставший известным футболистом сборной команды СССР. В составе тимуровского звена пионеры оказывали помощь престарелым жителям Батраков: кололи дрова, мыли полы, помогали ухаживать за домашним скотом, вскапывали огороды, пропалывали сады.
Шло время, и вожатый Боря Бещев стал Борисом Павловичем, вступив в 1927 году в ряды ВКП (б), а потом уехав учиться в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, а маму в те же годы приняли в комсомол. Она поступила в медицинское училище города Сызрани, и была весьма активной комсомолкой.
По окончании медучилища маму направили работать в посёлок Рудник, на окраине Сызрани. Там были шахты, где добывали сланец, там часто случались обрушения. В сложных условиях молоденькой медсестре приходилось оказывать серьёзную помощь пострадавшим. Позже мама вернулась в родные Батраки, и стала работать в больнице имени «Десятилетия Октябрьской революции». В течение 15 лет она трудилась фельдшером-акушером, пользуясь большим авторитетом у пациентов и руководства учреждения. С рождением третьего ребёнка папа попросил маму уйти с работы, нужно было вести большое хозяйство: корова, три козы, 12 овец, куры, утки и 30 соток земли, на которой выращивали огородные и садовые культуры.
Несмотря на домашние дела, мама находила время для общественной работы. Когда мой старший брат пошёл в первый класс, её избрали председателем родительского комитета школы, который она будет потом возглавлять 19 лет, и сейчас мамина фамилия занесена в школьную Книгу Почёта ГБОУ СОШ № 8.
В те годы многие дети не имели хорошей одежды и обуви, поскольку время было трудное, послевоенное, и в школу нередко идти было не в чем. По согласованию с директором школы, мама организовывала благотворительные концерты школьников в сельских клубах. Концерты были платные, но люди с удовольствием ходили на них. На вырученные деньги приобретались одежда, обувь, письменные принадлежности для нуждающихся детей.
В нашей семье детей было трое. Длинными зимними вечерами всей семьёй мы собирались у тёплой печки, ели яблоки, их много было с яблонь нашего сада и вели разговоры на разные темы. В воскресные дни вместе с родителями мы катались на самодельных санках с горы. Дружной была наша семья! Нам никогда не доводилось слышать родительских ссор, да и ссориться-то было некогда, потому что у всех было много дел. Летом все работали в саду, и если рядом была мама, то вместе пели песни, у моей мамы был замечательный голос и безупречный слух. Дети убирали траву, поливали огород, порой и на улицу выйти было некогда… Часто ездили на рыбалку с папой, помогая ему содержать в порядке лодку.
Помню, как папа и мама рассказывали о своих профессиях, о профессиях наших родственников. Папа часто, с теплотой в голосе, рассказывал о своей любимой учительнице начальных классов и говорил, что очень бы хотел видеть своих дочерей учителями, а сына – врачом. Так впоследствии и получилось.
Мой старший брат – Лев Николаевич – после школы окончил техническое училище в г. Куйбышеве и добровольно попросился в армию, оказавшись минёром на Каспийской флотилии. Служил четыре года в г. Баку Азербайджанской ССР. Во время службы Льва привлекли к работе по разминированию акватории Чёрного моря, т.к. после войны там оставалось много мин. С задачей он справлялся успешно, за что ему был предоставлен отпуск на 45 суток. На последнем году службы приказом министра обороны ему было разрешено поступить в ВУЗ, и когда Лев уже был студентом Куйбышевского медицинского института, от правительства Азербайджанской ССР пришла Почётная Грамота за осуществление разминирования акватории Чёрного моря.
После окончания института по направлению Лев с семьёй оказались в г. Сосновоборск Пензенской области. Но очень скоро он вернулся в свой родной город, где занял пост заведующего городским отделом здравоохранения. Работал он и главным врачом городской больницы. За безупречную работу неоднократно награждался почётными знаками, грамотами и благодарностями.
Я и моя сестра Людмила стали учителями, окончив Мордовский государственный университет. Работали мы в школе № 29. Людмила Николаевна свою педагогическую деятельность посвятила начальной школе, а я – преподаванию английского языка, проработав учителем 63 года!
Сегодня свои детские годы я вспоминаю с особой теплотой, потому что в семье всегда царила хорошая, добрая атмосфера. От поколения к поколению в роду Карпычевых были правила: обращаться друг к другу только в уменьшительно-ласкательной форме! Мы получили от родителей любовь и ласку, выросли достойными людьми, и я уверена – родители бы нами гордились! Мы сохранили наши семейные ценности, передав эстафету нашим внукам и правнукам», - рассказала Маргарита Николаевна.
2192