К 68-й годовщине Дня города
Интересные факты и цифры из истории Октябрьска
В этом году Октябрьск отмечает 68-ю годовщину со дня образования. Казалось бы – чуть более полувека, однако история нашего города, вовсе не исчерпывается этим промежутком времени, богатое прошлое Октябрьска весьма продолжительно и насыщенно разными событиями. Нам есть чем гордиться и верить в большое будущее нашего любимого города. А потому интересен и важен каждый факт его биографии.
1684 год является годом основания Городища.
В 1704 году в официальных документах появляется первое упоминание о селе Батраки. На месте будущего большого села Батраки – было временное пристанище рыбаков и перевозчиков (В. И. Даль объясняет слово «Зимница» как «изба для зимнего жительства, путников, промышленников»).
10 мая 1868 года правление акционерного общества обратилось к правительству за разрешением продолжить строительство линии до Пензы и Сызрани. Работы начались в 1872 году под руководством инженера Н. Л. Маркова. Строительные работы быстро развернулись широким фронтом и уже зимой 1874 года по построенным участкам дороги начали ходить поезда для перевозки самих строителей. Параллельно сооружению верхнего строения пути шло строительство станционных и путевых зданий, мастерских для ремонта подвижного состава в Пензе и Сызрани, пунктов водоснабжения, линии телеграфной связи.
Вот и настал долгожданный день открытия. С раннего утра 11 октября 1874 года на станции Моршанск начали собираться горожане. Привлекала и атмосфера праздничных приготовлений и предстоящая встреча с важными персонами и конечно, самое главное событие этого дня. Особый восторг присутствовавших вызвала подача к перрону новехонького, сверкающего свежей краской пассажирского состава.
В 2 часа дня на привокзальной площади появились официальные гости. Это были представители местных уездных и духовных властей, большая группа инженеров-строителей, делегация из Пензы, руководители Общества и, наконец, чины из министерства путей сообщения во главе с министром.
В 15 часов 25 минут скорый поезд № 1 отправился со станции Моршанск. Он быстро устремился вперед, открывая новую эпоху в жизни трех русских губерний - Тамбовской, Пензенской и Симбирской. Строилась и ветка, имеющая большое экономическое значение - от Сызрани до Батраков. Она связывала железнодорожным сообщением волжские берега с центром страны. Так была увековечена незабываемая дата.
«...Согласно п.3 Технических условий, Моршанско-Сызранская дорога начинается у ст. Моршанск Ряжско-Моршанскоп дороги, и, пройдя через г. Пензу, доходит до г. Сызрани, откуда устроена ветвь к пристани на р. Волге у села Батраки.
Обязательное по п.3 Технических условий продолжение линии от села Батраки до берега Волги у постоянного моста, постройка которого входит в обязанность Общества Оренбургской железной дороги. Еще не устроено т. к. место для упомянутого моста еще не выбрано окончательно...».
12 октября 1874 года первый поезд прибыл на конечный пункт Моршано-Сызранской железной дороги - станцию Батраки.
1884 год
В мае 1884 года, с началом навигации на Волге, «Товарищество Братьев Нобель» открывает склад нефтяных продуктов в Батраках.
В 1884 году в Старых Костычах открыто второе учебное заведение церковно-приходская одноклассная школа.
1894 год
В 1894 году открылась библиотека-читальня в Костычах.
1904 год
Осенью 1904 года вспыхнула забастовка батракских асфальтовиков. Она была первой в Симбирской губернии. Поводом к ней послужило недовольство рабочих тяжелыми жилищными условиями и нищенской оплатой труда.
1914 год
Весной 1914 года в районе Шиферного, был закончен проект на строительство обходного тоннеля, протяженностью в 10 верст. В 1914 году в Батраках и Костычах работало 47 бакалейных и мучных лавок.
1924 год
С 12 сентября 1924 года Печерский асфальтовый завод стал называться Первомайский государственный асфальтовый завод, а рабочий поселок Первомайским.
Количество населения в Батракском сельсовете на 1 января I924 года: с. Батраки - 800 дворов, 6220 человек; п. Батракские Выселки – 114 дворов, 610 человек; п. Сборно-Симоновский - 61дворов, 283 человека; п. Кошелёвский - 9 дворов, - 163 человека.
***
В сентябре 1924 года в целях большей оперативности разделена комсомольская организация на ячейку №1, обслуживающую ст. Батраки СЗЖД, нефтесклад и подшефное село Костычи - 40 человек и ячейку №2, обслуживающую ст. Батраки МЮКД, Батракский асфальтовый завод и подшефное село Батраки - 19 человек.
Для пионеров комсомольцы отремонтировали клуб и организовали в нем занятия. Организовали вечер для отъезжающей в Красную Армию молодежи, прочитали ей доклад, вручили от комсомола подарки: блокноты, карандаши.
В годовщину комсомола, 29 октября, провели вечер встречи трех поколений. Проводим компанию шефства над Военно-Морским флотом: прочитали четыре доклада, организовали сбор средств на нужды флота (52 рубля), выпустили стен газету. Организовали демонстрацию и митинг в защиту Китая под лозунгом «Руки прочь от Китая!».
1954 год
В 1954 году в Октябрьском районе начали работать новые амбулатории на пристани Батраки и в Первомайском, в центре района открылся рентгенкабинет. Распахнули свои двери два здания детских яслей и три детских сада. Засветился экран первого в районе кинотеатра «Октябрь», рассчитанный на 150 мест. Открылись две библиотеки. Обновлялось оборудование парка имени Горького.
Новую начальную школу построили в Зеленовке, расширили школу на Правой Волге. В районе приступили к осуществлению перспективного плана перевода школ из старых зданий в новые, специализированные здания. Первую типовую школу в Октябрьском районе построили железнодорожники. Это средняя школа № 28.
Интересные факты и цифры из истории Октябрьска
В этом году Октябрьск отмечает 68-ю годовщину со дня образования. Казалось бы – чуть более полувека, однако история нашего города, вовсе не исчерпывается этим промежутком времени, богатое прошлое Октябрьска весьма продолжительно и насыщенно разными событиями. Нам есть чем гордиться и верить в большое будущее нашего любимого города. А потому интересен и важен каждый факт его биографии.
1684 год является годом основания Городища.
В 1704 году в официальных документах появляется первое упоминание о селе Батраки. На месте будущего большого села Батраки – было временное пристанище рыбаков и перевозчиков (В. И. Даль объясняет слово «Зимница» как «изба для зимнего жительства, путников, промышленников»).
10 мая 1868 года правление акционерного общества обратилось к правительству за разрешением продолжить строительство линии до Пензы и Сызрани. Работы начались в 1872 году под руководством инженера Н. Л. Маркова. Строительные работы быстро развернулись широким фронтом и уже зимой 1874 года по построенным участкам дороги начали ходить поезда для перевозки самих строителей. Параллельно сооружению верхнего строения пути шло строительство станционных и путевых зданий, мастерских для ремонта подвижного состава в Пензе и Сызрани, пунктов водоснабжения, линии телеграфной связи.
Вот и настал долгожданный день открытия. С раннего утра 11 октября 1874 года на станции Моршанск начали собираться горожане. Привлекала и атмосфера праздничных приготовлений и предстоящая встреча с важными персонами и конечно, самое главное событие этого дня. Особый восторг присутствовавших вызвала подача к перрону новехонького, сверкающего свежей краской пассажирского состава.
В 2 часа дня на привокзальной площади появились официальные гости. Это были представители местных уездных и духовных властей, большая группа инженеров-строителей, делегация из Пензы, руководители Общества и, наконец, чины из министерства путей сообщения во главе с министром.
В 15 часов 25 минут скорый поезд № 1 отправился со станции Моршанск. Он быстро устремился вперед, открывая новую эпоху в жизни трех русских губерний - Тамбовской, Пензенской и Симбирской. Строилась и ветка, имеющая большое экономическое значение - от Сызрани до Батраков. Она связывала железнодорожным сообщением волжские берега с центром страны. Так была увековечена незабываемая дата.
«...Согласно п.3 Технических условий, Моршанско-Сызранская дорога начинается у ст. Моршанск Ряжско-Моршанскоп дороги, и, пройдя через г. Пензу, доходит до г. Сызрани, откуда устроена ветвь к пристани на р. Волге у села Батраки.
Обязательное по п.3 Технических условий продолжение линии от села Батраки до берега Волги у постоянного моста, постройка которого входит в обязанность Общества Оренбургской железной дороги. Еще не устроено т. к. место для упомянутого моста еще не выбрано окончательно...».
12 октября 1874 года первый поезд прибыл на конечный пункт Моршано-Сызранской железной дороги - станцию Батраки.
1884 год
В мае 1884 года, с началом навигации на Волге, «Товарищество Братьев Нобель» открывает склад нефтяных продуктов в Батраках.
В 1884 году в Старых Костычах открыто второе учебное заведение церковно-приходская одноклассная школа.
1894 год
В 1894 году открылась библиотека-читальня в Костычах.
1904 год
Осенью 1904 года вспыхнула забастовка батракских асфальтовиков. Она была первой в Симбирской губернии. Поводом к ней послужило недовольство рабочих тяжелыми жилищными условиями и нищенской оплатой труда.
1914 год
Весной 1914 года в районе Шиферного, был закончен проект на строительство обходного тоннеля, протяженностью в 10 верст. В 1914 году в Батраках и Костычах работало 47 бакалейных и мучных лавок.
1924 год
С 12 сентября 1924 года Печерский асфальтовый завод стал называться Первомайский государственный асфальтовый завод, а рабочий поселок Первомайским.
Количество населения в Батракском сельсовете на 1 января I924 года: с. Батраки - 800 дворов, 6220 человек; п. Батракские Выселки – 114 дворов, 610 человек; п. Сборно-Симоновский - 61дворов, 283 человека; п. Кошелёвский - 9 дворов, - 163 человека.
***
В сентябре 1924 года в целях большей оперативности разделена комсомольская организация на ячейку №1, обслуживающую ст. Батраки СЗЖД, нефтесклад и подшефное село Костычи - 40 человек и ячейку №2, обслуживающую ст. Батраки МЮКД, Батракский асфальтовый завод и подшефное село Батраки - 19 человек.
Для пионеров комсомольцы отремонтировали клуб и организовали в нем занятия. Организовали вечер для отъезжающей в Красную Армию молодежи, прочитали ей доклад, вручили от комсомола подарки: блокноты, карандаши.
В годовщину комсомола, 29 октября, провели вечер встречи трех поколений. Проводим компанию шефства над Военно-Морским флотом: прочитали четыре доклада, организовали сбор средств на нужды флота (52 рубля), выпустили стен газету. Организовали демонстрацию и митинг в защиту Китая под лозунгом «Руки прочь от Китая!».
1954 год
В 1954 году в Октябрьском районе начали работать новые амбулатории на пристани Батраки и в Первомайском, в центре района открылся рентгенкабинет. Распахнули свои двери два здания детских яслей и три детских сада. Засветился экран первого в районе кинотеатра «Октябрь», рассчитанный на 150 мест. Открылись две библиотеки. Обновлялось оборудование парка имени Горького.
Новую начальную школу построили в Зеленовке, расширили школу на Правой Волге. В районе приступили к осуществлению перспективного плана перевода школ из старых зданий в новые, специализированные здания. Первую типовую школу в Октябрьском районе построили железнодорожники. Это средняя школа № 28.
1898