16+

Архив номеров

  • 0

    Создавая мир радости и света

    465Как известно, 2014-ый объявлен в России Годом культуры. И потому в связи с этим знаменательным событием редакция нашей газеты приступает к публикации целой серии материалов, посвящённых жителям Октябрьска, прославившим свою малую родину замечательными творческими достижениями. Сегодня мы расскажем читателям об одном из таких людей

      Как известно, 2014-ый объявлен в России Годом культуры. И потому в связи с этим знаменательным событием редакция нашей газеты приступает к публикации целой серии материалов, посвящённых жителям Октябрьска, прославившим свою малую родину замечательными творческими достижениями. Сегодня мы расскажем читателям об одном из таких людей — прекрасном педагоге из Детской школы искусств № 1 Лидии Жуковой.

      Развитие народного мастерства и ремёсел всегда было одной из важнейших сторон жизнедеятельности людей. Вот, к примеру, искусство соломки пришло к нам из Белоруссии, где в течение веков развивался этот старинный народный промысел. Долгими зимними вечерами, когда не было полевых работ, крестьяне мастерили из соломы и обмолоченных колосьев, оставшихся от убранного урожая, нехитрые и незатейливые панно, наклеивая золотистый, как солнце, материал на грубую холстину, инкрустируя им домашнюю утварь, которой украшали свои жилища. И некоторые из них достигали в этом ремесле небывалого мастерства… Лидия Геннадьевна имеет белорусские корни, и, наверное, поэтому прикипела именно к этому жанру и сердцем, и душой.

      Родители её были строителями. В 1958 году они приехали строить Октябрьск. Самой Лиде в ту пору был один год, так что наш город она по праву считает своей Родиной. В семь лет девочка, как водится, пошла в школу. Сколько уже лет минуло с той поры, но до сих пор она не может забыть любимых учителей: своего классного руководителя Павла Петровича Земскова, Полину Александровну Четверину (ныне, к сожалению, покойных). А ещё Ирину Петровну Балаеву, с которой и по сей день поддерживает дружеские отношения. И, конечно же, Алексея Ивановича Вырыпаева, преподавателя изобразительного искусства. Он ещё в школьные годы разглядел в своей ученице талант художника, благодаря чему, возможно, она и выбрала свою стезю.
     — Для меня мои учителя всегда стоят на первом месте, — отмечает Л. Г. Жукова. — Ведь я тоже педагог. Мы не сами становимся мастерами. Дорогу каждому из нас дают старшие, опытные наставники. И особенно важно то, чтобы твоё дело кто-нибудь продолжил.

      Путёвку в жизнь будущему мастеру подарила легендарный педагог дополнительного образования Альбина Ивановна Мельникова, что вела кружок соломки в октябрьском Доме пионеров. Этой женщине выпала честь принести искусство соломенной аппликаций в наш город, и именно под её руководством у нас появилась целая плеяда замечательных мастеров, составивших славу Октябрьска в этом жанре искусства. Лидия Геннадьевна из их числа. Более десяти лет они — учитель и её ученица — трудились вместе, «в четыре руки», как шутит Лидия Жукова, передавая друг другу секреты непростого ремесла.

      — Трудно даже вспомнить, сколько у меня было интересных творческих встреч! — признаётся она в разговоре со мной. — Москва, Саранск, Балаково, выставка в Тольятти, организованная Центром Рерихов, а ещё «Жигулёвская палитра», регулярно проводящаяся в Самаре. Несколько лет назад мне посчастливилось побывать во Франции. Поездка была организована обществом русско-французской дружбы в порядке культурного обмена. Нашу Самарскую область тогда посетила делегация художников из далёкой западной страны, а мастера целого ряда городов губернии провели во Франции вернисажи своих работ в рамках недели поэзии, музыки и выставки. До сих пор не могу забыть, как посетители подолгу останавливались возле моих стендов, рассматривали их, восхищались и фотографировались рядом с ними на память.

      И неудивительно: в работах Лидии Жуковой золотые соломины искусно подобранные, тщательно подогнанные одна к другой опытной рукой мастера складываются в живую мозаику, изображающую то русскую природу, то церквушку, стоящую на фоне белых берёз, то хоровод, что водят на поляне девушки. И все эти картины, знакомые нам с детства в иллюстрациях художников, здесь предстают в иной, невиданно-специфичной красоте, создавая на тёмной доске светлый мир, наполненный солнцем и светом…

      Но выставка во Франции была далеко не первым случаем, когда работы октябрьского мастера восхитили иностранцев. Ещё в начале восьмидесятых в Октябрьск пришёл специальный заказ из Куйбышевского обкома ВЛКСМ изготовить большую серию панно для предстоящего в Москве международного молодёжного форума. Вместе со своим учителем А.И. Мельниковой и другими мастерами Лидия Жукова приняла участие в этой акции. И, как рассказывают очевидцы, созданные тогда живые картины привели иностранных гостей в такой восторг, что были принесены им в дар, а потом разъехались по всему миру.

      Уже более 25 лет Л.Г. Жукова преподаёт в художественном отделении ДШИ № 1. За этот немалый срок у неё сменилось не одно поколение учеников. Девять из них в разные годы становились губернскими стипендиатами. Они уже давно повзрослели, став признанными мастерами своего дела — художниками, педагогами, дизайнерами. Одна из учениц — Александра Горбунова — сегодня работает архитектором в Санкт-Петербурге, и, по её собственным словам, уроки соломки немало помогают ей сегодня в профессиональной деятельности, ведь аппликация такого рода — особый жанр, где тонкое искусство сочетается с точным инженерным расчётом.

      Декоративно-художественная аппликация, как говорилось выше, — весьма специфическая техника. Добиться в ней реализма, выйти за рамки стилизации, неизбежной при таком неподатливом, как соломка, материале под силу бывает только очень хорошему мастеру. И всё же ребятам с художественного отделения под руководством своего опытного наставника удаётся многое: технично изобразить и разные времена года, и настроение, и состояние природы. Надо видеть, с каким увлечением дети создают иллюстрации к сказкам, где старые добрые герои литературы из популярных мультфильмов и книг получают в их руках новый замечательный облик.

      — За год ребёнок, как правило, исполняет две-три работы, — рассказывает Лидия Геннадьевна. — Это очень сложно — трепетно обращаться с хрупкими стеблями. Но ведь многие дети — прирождённые художники. Надо лишь постараться, чтобы всей душой они стремились к своему любимому делу. Много упорства требуется ребёнку, чтобы довести начатую работу до конца. Но, как признаются сами юные мастера, картину, которую ты начал делать, уже не бросишь — она сама тебя заставит двигаться дальше...

      Немного подумав, педагог продолжает: «Соломка только на вид проста. Но чтобы работать с нею, нужно немалое трудолюбие. Всякое искусство — труд, но этот жанр — труд вдвойне. И я не могу не гордиться тем, что вот уже много лет изделия из соломки являются настоящим символом нашего города. И десятки горожан увлекаются ею, и ни одна из крупных выставок не обходится без наших работ. И, глядя на сияющие панно, зрители узнают их: «О! Это работа из Октябрьска!» Моя мечта, чтобы традиции нашего искусства получили бы дальнейшее развитие Неплохо, чтобы в городе открылась бы мастерская октябрьской соломки, чтобы в городском музее появилась постоянная экспозиция, где обрели бы постоянную прописку работы всех наших мастеров. Их у нас в городском округе очень много».

      Что ж, пожелаем, чтобы эта мечта Лидии Геннадьевны обязательно сбылась!

     

    Дмитрий Инфан

    2014-03-07
  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме: