Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 94.32 100.28

Интервью с митрополитом Самарским и Сызранским Сергием

Об обширной общественной деятельности, позиции по тем или иным вопросам митрополита Самарского и Сызранского Сергия знают многие, не только верующие земляки, но и светский народ. Мне же сегодня хотелось расспросить Владыку о духовном состоянии нашего общества. Куда идём? С кем будем? И сколько можно ещё грешить?

Побороть языческие чары

         - Владыка, с начала января чередой идут церковные праздники, а наш народ из стороны в сторону шарахается: из храма – в кабак, объедаться и выпивать. И это в пост! А после Рождественской литургии - в баню, гадать. Между тем православными называют себя от 60 до 70 процентов россиян. Это странности веры или, что хуже, полная потеря ориентиров? Нужно ли что-то менять в русском человеке?
        
- Характер русского человека хорошо выражен поговоркой «пока гром не грянет – мужик не перекрестится». Христианскую веру мы приняли более 1000 лет назад, но до сих пор в русском человеке живёт глубинное языческое. Но Церковь всегда умело совмещала языческие праздники с церковными, чтобы преобладала отеческая вера. Чтобы в эти дни не магические действия, а Рождество и Крещение были главными событиями для русского народа. А у нас смотришь, порой, по ТВ, как наш «бомонд» прибегает к советам разнообразных магов, колдунов и диву даёшься. Помню, некогда, руководители страны к Джуне ездили советоваться. Мы смеялись: «Помогла?» Есть провидцы, но это святые люди, они о себе не заявляют, не кричат на всю страну. Так что не нужно путать Дар Божий с яичницей. Но давить на русского человека не стоит – главное, чтобы подобная шелуха не подменяла истинную веру.
         - К вере Вы сами пришли с малых лет. Есть ли уверенность, что наши детишки, обучающиеся в православных школах, говоря Вашими словами, «возрастут к возрасту Христа»? Выполняет ли свою миссию Детский епархиальный образовательный центр?
        
- Очень хорошо помню, как мама читала мне Евангелие, и я отчётливо представлял себе, как совершалось предательство Христа, как мучился Он на кресте. Всем известно, детские впечатления самые сильные, именно в ребёнке созревает чувство добра, любви к окружающему миру. Значит, надо эти благоприятные «цветы» насаждать, учить радоваться жизни, показывать её насыщенность, сызмальства говорить деткам о том, что жизнь не заканчивается современным пространством, что есть другое, таинственное. Более 10 тысяч самарских ребятишек посещают образовательные центры, созданные повсеместно. В центре при храме св. Кирилла и Мефодия учится полторы тысячи маленьких самарцев. И мы акцент делаем на духовно-нравственное воспитание. Преподаватели видят положительные перемены, прежде всего, в поведении ребят. В наших детках нет эгоизма, зависти, зла. У них разные способности, они из семей с разным достатком, но никто не чувствует себя ущербным и ущемлённым.

Знания приближают к Богу

         - В 90-е годы, видимо, что-то было упущено в образовании и воспитании, если нынешнее поколение так легко становится мишенью для носителей радикальных идей. Сегодня мир столкнулся с беспрецедентной угрозой терроризма.
        
- Потеря молодых душ – трагедия для семьи, для государства. Даже в самом маленьком сообществе, даже если это первобытное полинезийское племя, есть вера. Не идеология, а нечто высшее, божественное, которое руководит людьми и которое ведёт их. Нам же разные глашатаи твердят о свободе. Свободе от чего? От веры? Напомню, что даже советские диссиденты, в конце концов, тянулись к православным храмам, собирались там, потому что помнили культурные российские традиции. Слабости, метания нынешних молодых людей я связываю не только с отсутствием в них веры, но и с недостатком образования. Между тем известный философ Фрэнсис Бэкон говорил, что большие знания приближают к Богу, малые отторгают от него. Сегодня очень важно не разжигать религиозную неприязнь, не сеять атеистические воззрения, а закладывать в душу молодого человека интерес к знаниям о культуре, традициях народа, основанных на Православной вере.
         - Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на Украине? Есть ли, на Ваш взгляд, у православных народов надежда на примирение?
        
- Ещё старец Арсений Киевский предсказывал, что Украина разделится, а затем три славянских народа объединятся. Мы будем молиться об этом. Но пока время не пришло. Поэтому сейчас перед нами стоит задача сдерживать людей, когда они пытаются проявлять негативные чувства к соседним народам. Замечено, что в трудные времена больше людей обращаются к вере. Как говорят военные, «в окопах не бывает неверующих». Люди осознают, что жизнь не в их собственных руках, а в руках Божьих. Хотя, не дай Бог, конечно, чтобы сложные времена затянулись.

Небесный суд суров

         - Благотворительность в царской России всегда считалась если не обязательной, то богоугодной. Говорят, что самарские купцы в очередь к губернатору выстраивались, чтобы тот разрешил им сделать пожертвование. Почему, как Вы думаете, в наше время стало меньше доброхотов?
        
- Мне часто задают вопрос «почему не наказывают тех, кто ворует, они только прирастают богатством, где же Господняя кара?» Я отвечаю словами митрополита Киевского Филарета: «Суд – без милости не сотворившему милость». То есть каждый человек ответит перед Божьим судом, который, может статься, окажется суровее человеческого… Мне кажется, должно смениться целое поколение россиян, прежде чем люди избавятся от эгоизма, чёрствости и вернётся вера, выраженная простыми словами «не желай ближнему чего себе не желаешь».

Выпрямление креста

         - Самарский писатель Алексей Солоницын как-то рассказывал, что лет 25 назад он, проехав по Волге от Самары до Астрахани, заметил, что ни одного храма на волжском берегу, кроме Винновского, не устояло. Да и тот был с погнутым крестом. Если проводить аналогии, то вся деятельность нашей Церкви направлена на то, чтобы крест выпрямить, чтобы исконная наша вера вернулась к народу. Возрождение порушенных православных святынь связывают с Вашим именем. Помните свои первые впечатления от знакомства с Самарской землёй, где Вам предстояло служить?
        
- Я много раз задавал себе вопрос, почему столько мы предпринимаем усилий, а люди так тяжко разворачиваются к Церкви? Думаю, что это идёт из прошлого, когда Церковь обвиняли в стяжательстве, ещё Бог знает в чём. Сегодня эту инерцию в мышлении преодолеваем потихоньку. Да, грустное у меня было впечатление, когда я прибыл сюда из Ростова-на-Дону. Помню, в той самой Винновке, когда завезли материал для восстановления храма, его за неделю растащили! Зато сейчас он смотрится как град Китеж. Понимаю, что нельзя своими делами гордиться, но каждый раз посещаю монастырь с чувством исполненного долга, и умиление меня наполняет. Сам монастырский комплекс очень удачно архитектурно вписался в береговую зону нашей Волги, там проводятся конференции, приезжают паломники, возрождён исконный монастырский промысел – разведение стерляди. Монахи занимаются животноводством, садоводством, разливают воду, добытую с глубины ста метров, будем и сыры варить, и вино делать.
         - Что ещё в ближайших планах по преображению Самарской и Сызранской епархии?
        
- Говорят, что человек полагает, а Бог располагает. Но весной этого года мы постараемся начать работы по строительству в селе Ташла женского монастыря в честь иконы Божьей Матери «Избавительница от бед», столетие явления которой отпразднуем осенью 2017 года. Меня очень волнует и детский вопрос. Например, летний отдых. Нашли на лето подходящее здание в селе Усолье. Но нужны средства на ремонт. А самое досадное и обидное в этом вопросе – равнодушие чиновников, от которых решение зависит. Несколько лет мы потратили на то, чтобы получить разрешение на строительство духовного центра в одном из промышленных районов города Самары. Чиновники местные не видели, не знали, что в здании, которое мы просили, устроен притон наркоманский? Но землю не давали долго. И такая волокита каждый раз…Я не говорю о патриотических чувствах, о любви к родному городу, в котором районные власти попустительствуют таким вещам. Я взываю к простым человеческим чувствам – просим-то не для себя, для детей.
         - Светским людям кажется, что у человека, облечённого властью, нет времени даже на молитву, не то, что на отдых. Это так?
        
- Богослужение как раз и даёт силы, особенно, если оно торжественное, эмоционально напряжённое. А силы ещё черпаю в общении с прекрасной волжской природой. Напоследок хотелось бы заметить, всё, что делает Церковь в организационной, хозяйственной областях, - это только для того, чтобы каждый человек мог прийти в храм и по возможности жить в соответствии с Евангелием. А это значит с добром и по совести.

Беседовала Светлана Ерёменко

 Наша справка:
         Митрополит Самарский и Сызранский Сергий (в миру Виктор Полеткин) родился в 1951 г. Был девятым ребёнком в семье. В 1969 г. окончил строительный техникум в Москве. В 1977 г. окончил Московскую духовную семинарию, в 1981 г. - Московскую духовную академию. 23 февраля 1993 г. назначен епископом Самарским и Сызранским. 15 марта 2012 г. назначен главой новообразованной Самарской митрополии. Кандидат богословия.

2868

Оставить сообщение: